Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 26.08.2009 по делу N А41-25481/08 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления таможенного органа о привлечении заявителя к административной ответственности за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения отказано, так как в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2009 г. по делу N А41-25481/08

Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2009 г.

Решение изготовлено полностью 26.08.2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи М.

при ведении протокола судебного заседания судьей М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“

об оспаривании постановления Подольской таможни о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: нет (извещен)

от Подольской таможни: нет (извещен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“ (далее по тексту - ООО “ТЭК Карго Транс“; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника
Подольской таможни по делу об административном правонарушении N 10127000-772/2008 от 01 ноября 2008 года, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Определения суда с информацией о времени и месте судебного разбирательства направлялись сторонам по адресу, указанному в заявлении. От почтового отделения поступили уведомления о вручении почтовых отправлений. Однако представители сторон в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, поскольку их неявка при наличии надлежащего извещения не является препятствием для рассмотрения дела.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью “Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“ (ОГРН 1065032051347) зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 48 - 49) и включено в Реестр владельцев складов временного хранения (свидетельство N 10127/100029 от 15.07.2008 г. со сроком действия до 15.07.2013 г. - (л.д. 61).

21 октября 2008 года складом временного хранения ООО “ТЭК Карго Транс“ Крекшинскому таможенному посту был представлен документ отчета ДО-1 N 00005670 от 21.10.2008 г. (л.д. 39) о принятии в 10 час. 02 мин. на хранение товара - аппаратура приемная для телевизионной и радиотелефонной связи, аппаратура видеозаписывающая, микрофоны и подставки, доставленного по процедуре МДП 59755715.

21 октября 2008 года в 12 час. 30 мин. в ходе проведенного должностными лицами таможенного органа осмотра помещений и территорий зоны таможенного контроля СВХ ООО “ТЭК Карго Транс“ было установлено, что фактически товары из транспортного средства в специальное помещение не выгружались и не были размещены на открытой площадке СВХ, а находились в транспортном средстве на прилегающей к СВХ территории.

Таким
образом, было установлено, что в нарушение требований ст. 112 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) и Приказа ГТК России от 03.09.2003 г. N 958 “Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“ (далее по тексту - Правила от 03.09.2003 г. N 958) ООО “ТЭК Карго Транс“ не разместило товар на СВХ в течение трех часов после получения от таможенного органа документов, необходимых для помещения товаров на СВХ, что является нарушением установленного порядка помещения товаров на хранение.

21 октября 2008 года инспектором Крекшинского таможенного поста Подольской таможни Москвитиным А.В. в отношении ООО “ТЭК Карго Транс“ составлен протокол N 10127000-772/2008 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ (протокол - л.д. 28 - 29).

01 ноября 2008 года заместителем начальника Подольской таможни по правоохранительной деятельности Мельниковым О.Н. вынесено постановление N 10127000-772/2008, которым ООО “ТЭК Карго Транс“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 08.000 рублей (постановление - л.д. 11 - 12).

ООО “ТЭК Карго Транс“ не согласилось с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения
к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ, на основании которой Общество привлечено к административной ответственности, административным правонарушением признается нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также вести учет и представлять в таможенные органы отчетность
о хранении таких товаров.

Согласно ст. 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, ст. 107 ТК РФ. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Согласно ч. 2 ст. 108 ТК РФ владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными главой 10 ТК РФ.

При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на определенной по периметру площадке, снабжены
табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

В соответствии с требованиями ст. 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

Частью 2 статьи 107 ТК РФ также устанавливаются обязательные требования к СВХ о том, что к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток.

Таким образом, законодатель разделяет территорию склада временного хранения, состоящего из помещений и открытых площадок, и обеспечивающих недопущение посторонних лиц к размещенным на складе товарам, и прилегающую охраняемую территорию для стоянки транспортных средств, на которую имеют допуск все лица, осуществляющие международные дорожные перевозки в любое время суток.

Обязанность СВХ обеспечить сохранность товара, находящегося под таможенном контролем, наступает с момента его помещения и принятия на СВХ, о чем составляется акт приема-передачи и документ таможенной отчетности ДО-1.

Общество, выдав документ отчета по форме ДО-1 (отчетность, формируется при принятии товаров на хранение на СВХ), подтвердило факт начала принятия товара на складе,
указав в графе N 2 дату - 21.10.2008 г. и время 10 час. 02 мин. (л.д. 39).

Вместе с тем, ООО “ТЭК Карго Транс“ не предприняло каких-либо действий по принятию и размещению товара на складе временного хранения из зоны таможенного контроля, чем нарушило установленный таможенным законодательством РФ порядок временного хранения товаров.

Довод Общества о том, что товар не был выгружен на склад или помещен на открытую площадку в связи с тем, что СВХ не имел достаточных возможностей, т.к. СВХ был перегружен из-за большого количества прибывших автотранспортных средств, а также из-за нехватки складских работников, выгрузку в помещение СВХ товаров не представлялось возможным, судом не принимается.

В соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ и Правил от 03.09.2003 г. N 958 по истечении предельного срока, необходимого для завершения процедуры внутреннего транзита, т.е. 24 часов, товар должен быть помещен на временное хранение на СВХ.

Согласно Правилам от 03.09.2003 г. N 958 товары помещаются на СВХ в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения товаров на СВХ, после чего владелец СВХ представляет отчетность по форме ДО-1 таможенному органу.

В силу п. 3 ст. 108 ТК РФ отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца СВХ от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается. Следовательно, отказ владельца СВХ от заключения договора допускается при отсутствии у владельца СВХ возможности осуществить хранение товаров.

Кроме того, в соответствии со ст. 362 ТК РФ СВХ предоставлено право обратиться в таможенный орган с письменным заявлением
о создании временной зоны таможенного контроля на период таможенного оформления товаров и транспортных средств, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.

Однако, письменного заявления об увеличении полезных площадей СВХ, а также заявления о создании временной ЗТК в Подольскую таможню от владельца СВХ не поступало.

Письмо генерального директора Общества от 14.10.2008 г. N 0-3/1/152, на которое ссылается ООО “ТЭК Карго Транс“, Подольской таможней получено. Вместе с тем, это обстоятельство не давало Обществу права нарушать, установленные ст. 16.14 КоАП РФ, требования. Кроме того, невозможность помещения прибывших товаров на СВХ 14.10.2008 г. не означает и не доказывает невозможность принятия товаров на склад во все последующие дни.

Как усматривается из материалов дела, владелец СВХ подтвердил свое намерение принять товар на СВХ, выдав 21.10.2008 г. документ отчета по форме ДО-1 о принятии товара на хранение, т.е. у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 16.14 КоАП РФ установлена ответственность, однако Общество не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Общество не представило суду доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Судом отклонятся довод заявителя о том, что Правила от 03.09.2003 N 958 не связывают исполнение обязанности направить отчетность по форме ДО-1 в таможенный орган с одновременным исполнением обязанности поместить товар на СВХ.

В пункте 27 Правил предусмотрено, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по следующим формам:

б) при помещении товаров на
СВХ в иных случаях:

- ДО1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ;

- ДО2 - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ;

- ДО3 - периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- ДО4 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа. Как следует из п. “а“ ч. 31 Правил от 03.09.2003 г. N 958, владелец СВХ представляет отчетность по формам ДО1мв и ДО1 подразделению таможенного органа в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ.

Таможенным законодательством установлена отчетность по форме ДО1, которая подтверждает факт принятия товара на СВХ, а не пересчет, выгрузку, размещение, очередность складских операций. Указанный пункт Правил обязывает Общество представить ДО1 не позднее 3 часов с момента помещения товара на СВХ, то есть на момент подачи отчета по указанной форме товары должны быть помещены на СВХ.

Представив таможенному органу отчет по форме ДО-1 N 00005670, Общество тем самым заявило, что приступило к временному хранению товаров и является лицом ответственным за помещение товаров на СВХ.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что в действиях ООО “ТЭК Карго Транс“ имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ.

Довод заявителя, что в ходе проведения таможенного контроля в форме осмотра территории было выявлено правонарушении, однако акт по результатам осмотра в соответствии с п. 7 ст. 375 ТК РФ не составлялся, судом отклоняется.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ установлена форма таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля. Статьей
375 ТК РФ определены цель, основания и порядок проведения таможенного контроля. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждения либо о распоряжении ими иным способом или об их пользовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проведения проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Однако, в связи с отсутствием у Подольской таможни вышеуказанных оснований для проведения осмотра помещений и территорий, таможенный контроль по вышеуказанной форме в отношении рассматриваемых товаров не проводился, акт осмотра помещений и территорий по результатам проверки не составлялся.

Согласно служебной записки от 01.11.2008 г. ООО “ТЭК Карго Транс“ в период с 01.11.2007 г. по 01.11.2008 г. подвергалось административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ (л.д. 55).

Таким образом, судом установлено, что материальных и процессуальных оснований для изменения либо отмены постановления не имеется.

Суд полагает, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, а поэтому в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

отказать ООО “ТЭК Карго Транс“ в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Подольской таможни по делу об административном правонарушении N 10127000-772/2008 от 01 ноября 2008 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.