Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N 09АП-10803/2009-АК по делу N А40-16776/09-120-40 Заявление о признании незаконным отказа в оформлении права аренды на земельный участок удовлетворено правомерно, поскольку постановлением органа исполнительной власти субъекта РФ ответчику предписано заключать с заявителем в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. N 09АП-10803/2009-АК

Дело N А40-16776/09-120-40

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Попова В.И.

судей: Гончарова В.Я. и Пронниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Титаренковым В.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2009 по делу N А40-16776/09-120-40 судьи Блинниковой И.А. по заявлению ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (ОАО “ГИСС“) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений

при участии:

от заявителя: Яковлева М.А. по дов. от 16.01.2009
г. N 12, влев Д.А. по дов. от 12.08.2008 г. N 131,
от ответчика: Валеева И.Р. по дов. от 29.12.2008 г. N 33-и-3159/8, удост. N 375; Титова А.А. по дов. от 15.05.2009 г. N 33-и-1514/9, удост. N 917;

установил:

ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (ОАО “ГИСС“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1, оформленного письмом ТУ в САО Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.11.2008 N В-33Т9-1311/7-(0)1.

Решением от 27.04.2009 суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение наличием к тому совокупности необходимых условий, а именно: противоречия ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом податель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неполное исследованием судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права, а именно: статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Указывает, что спорный земельный участок расположен на землях общего пользования, в границах территорий улично-дорожной сети, в связи с чем, Департамент, учитывая заявленные цели использования данного земельного участка, не вправе предоставить его Обществу.

ОАО “ГИСС“ письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в
апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Считает, что оспариваемый отказ в оформлении земельно-правовых отношений является законным и обоснованным. Указал, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка расположенного в пределах улично-дорожной сети города. Ссылается на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, согласно которому спорный земельный участок может предоставляться только для тех целей, которые не противоречат разрешенному использованию земель общего пользования. Полагает, что спорный земельный участок не сформирован, а, следовательно, невозможно заключить договор с заявителем.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Считает, что ответчик незаконно и необоснованно отказывает заявителю в оформлении земельно-правовых отношений на спорный земельный участок. Полагает, что спорный земельный участок в установленном законом порядке сформирован. Пояснил, что Обществом была проведена работа по установлению границ земельного участка и разработке градостроительного заключения.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, по следующим основаниям.

Как усматривается из фактических обстоятельств дела, Архитектурно-планировочным объединением Северного административного округа г. Москвы во исполнение Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ был подобран земельный участок,
расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1.

24.08.2005 Департаментом земельных ресурсов города Москвы было дано заключение N 09-2875 о возможном использовании указанного земельного участка (т. 1 л.д. 141).

ОАО “ГИСС“ была проведена работа по установлению границ названного земельного участка на местности с закреплением их временными межевыми знаками и определением его площади. При этом на данный земельный участок было разработано градостроительное заключение от 18.04.2007 N 210-32/99-2007.

Согласно заключения ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы от 12.08.2005 N 25/62678 Институт подтвердил возможность размещения справочно-информационного узла на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1, а также указал, что Институт считает возможным размещение объекта на правах краткосрочной аренды (т. 1 л.д. 142).

В соответствии с решением Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию, принятым по результатам рассмотрения обращения ОАО “ГИСС“ и оформленным протоколом от 27.09.2005 N 23, Комиссия согласилась с возможностью размещения справочно-информационного киоска по вышеназванному адресу при условии оформления и согласования документации в установленном порядке (т. 1 л.д. 115).

25.06.2007 Общество на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ обратилось в ТОРЗ САО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 31.05.2007 N 755-4/07 о заключении договора аренды земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1, для установки и эксплуатации временного справочного киоска, приложив комплект документов, необходимых при оформлении земельно-правовых отношений (т. 2 л.д. 16).

Письмом от 06.11.2008 N В-33Т9-1311/7-(0)1 ответчик отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений, поскольку земельный участок является
частью улично-дорожной сети города Москвы, поставленной на кадастровый учет в соответствии с Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы“, в связи с чем, постановка его на кадастровый учет и последующая регистрация договора аренды, не представляются возможным. (т. 2 л.д. 144).

Кроме того, госорган сослался на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, в соответствии с которым земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 данной нормы права, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Рассмотрев спор повторно, в пределах установленных законом, апелляционный суд считает, что ответчик не доказал соответствие оспариваемого акта (решения) нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии
выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, неполном исследовании судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении судом норм материального права признаются несостоятельными.

Как установлено в апелляционном суде, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, указанные выше, с учетом положений статей 64, 68, 71, 75 АПК РФ, а также, правильно применив нормы материального права, регулирующего возникший спор, сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия оспариваемого решения.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных
округов предписывалось подобрать в 2001 - 2003 годах согласованные ОАО “ГИСС“ земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.

Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО “ГИСС“ в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП “Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу“.

Как видно из материалов дела, 25.12.2007 Префектом САО г. Москвы было издано распоряжение N 9649 “О предоставлении на праве аренды ОАО “ГИСС“ спорного земельного участка площадью 0,0020 га (кадастровый номер 77:09:02005) сроком на 11 месяцев 28 дней для размещения движимого имущества - справочного киоска (т. 2 л.д. 26).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно п. 2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании п. 2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Пунктом 7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ Московскому земельному комитету (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) предписано заключать с ОАО “ГИСС“ в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.

Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.

В силу п. 2.1. указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы “одного окна“ Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.

Из материалов дела следует, что 25.06.2007 заявитель обращался в ТОРЗ САО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 31.05.2007 N 755-4/07 о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1, с приложением необходимого комплекта документов.

Однако, несмотря на наличие соответствующего распорядительного акта города Москвы и получения ОАО “ГИСС“ в установленном порядке необходимых для оформления прав землепользования согласований, ответчик отказал
Обществу в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает недоказанной ответчиком законность примененных оснований отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 155, корп. 1.

Ссылка ответчика в оспариваемом отказе на Закон города Москвы от 21.03.2007 N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы“ является несостоятельной.

Как правомерно установил суд первой инстанции, данный Закон был принят после издания Правительством Москвы соответствующих постановлений о предоставлении ОАО “ГИСС“ земельных участков для размещения справочно-информационных киосков. При этом спорный земельный участок на момент его выделения не являлся частью улично-дорожной сети города Москвы.

Таким образом, оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, вопреки доводам жалобы, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на подателя жалобы, однако, последний от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269,
271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2009 по делу N А40-16776/09-120-40 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.И.ПОПОВ

Судьи:

В.Я.ГОНЧАРОВ

Е.В.ПРОННИКОВА