Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу N А41-26052/08 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий по выдаче кадастрового паспорта земельного участка отказано правомерно, так как заявителем не представлено доказательств несоответствия действий ответчика закону, а также подтверждающих нарушение его прав и законных интересов.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N А41-26052/08

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Ф.И.О. С.К.,

судей Бархатова В.Ю., Диаковской Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания: Шишкиной В.В.,

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общества “Авангард-Центр“: Медянцева О.П. по доверенности N 5/2009 от 16.07.09;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области: представитель не явился, извещено;

от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Протазанова Е.С. по доверенности N 6 от 11.01.09;

от Комитета по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Протазанова Е.С. по доверенности N 7
от 24.03.09,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2009 года по делу N А41-26052/08, принятое судьей Козловым Р.П., по заявлению закрытого акционерного общества “Авангард-Центр“ к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о признании незаконными действий и обязании выдать кадастровый паспорт,

установил:

закрытое акционерное общество “Авангард-Центр“ (далее - ЗАО “Авангард-Центр“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление Роснедвижимости по Московской области) о признании незаконными действий по выдаче кадастрового паспорта земельного участка N 20.3/08-8-26729 от 24.09.2008 в отношении земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства; расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Успенский, вблизи с. Успенское, без указания кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости данного земельного участка, а также об обязании Управления Роснедвижимости по Московской области (территориального отдела по Одинцовскому району) выдать ЗАО “Авангард-Центр“ кадастровый паспорт указанного земельного участка с указанием кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости данного земельного участка, исходя из удельного показателя “прочие земли поселений“, определенного для поселения с. Успенское на основании графы 14 Приложения N 3 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 11-РМ от 22.02.2006 (далее - Распоряжение от 22.02.2006 N 11-РМ) и составляющего 1246.36 руб. /кв. м.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: администрация Одинцовского муниципального района Московской области далее - администрация Одинцовского района), Комитет по управлению имуществом
администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2009 года по делу N А41-26052/08 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, ЗАО “Авангард-Центр“ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что 22.08.2008 ЗАО “Авангард-Центр“ обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением об исправлении ошибочных сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка. В заявлении указано на необоснованность применения показателей кадастровой стоимости земель, использованных в отношении участка заявителя (л.д. 16, т. 1).

Управлением Роснедвижимости по Московской области на основании указанного заявления 24.09.2008 ЗАО “Авангард-Центр“ был выдан новый кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N 20.3/08-8-26729, в котором не указаны кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 17, т. 1).

В письме от 15.10.2008 N 7895-32/5460 Управление Роснедвижимости по Московской области разъяснило заявителю, что вид разрешенного использования “для жилищного строительства“ не позволяет применить результаты кадастровой оценки, утвержденные Распоряжением от 22.02.2006 Министерства экологии и природопользования Московской области N 11-РМ и определить кадастровую стоимость земельного участка.

Не согласившись с действиями Управления Роснедвижимости по Московской области ЗАО “Авангард-Центр“ обратилось в арбитражный суд.

Суд
первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия Управления Роснедвижимости по Московской области не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в силу следующих обстоятельств.

Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок размером - 0,80 га в районе с. Успенское с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002 был предоставлен заявителю в соответствии с Постановлением Главы администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11.05.1993 N 994 “О предоставлении земельного участка по фактическому пользованию“ ТОО “Авангард-Центр“ в бессрочное пользование для производственных целей (л.д. 9. т. 1).

30.10.2003 Министерством строительного комплекса Московской области, муниципальным образованием “Одинцовский район“ Московской области и ООО “Авангард-Центр“ был заключен инвестиционный контракт N 43 на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории Московской области, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству объектов недвижимости жилищного назначения, включая строительство объектов спортивно-оздоровительного, социально-культурного и бытового назначения в составе жилищно-административного комплекса, а также строительство и восстановление инженерной и социальной инфраструктуры на участке площадью 8,5 га вблизи с. Успенское Одинцовского района Московской области и прилегающих территориях (л.д. 135 - 142, т. 1).

06.02.2008 администрацией Одинцовского района вынесено Постановление N 271 “О предоставлении земельного участка ЗАО “Авангард-Центр“ для жилищного, строительства, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Успенское, с местоположением в районе с. Успенское“, согласно которому в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.2006 серия 50 HAN 1607164 (л.д. 70, т.
1) ЗАО “Авангард-Центр“ предоставлен земельный участок площадью 8000 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 06 48:002, занятый зданиями, принадлежащими ЗАО “Авангард-Центр“ на праве собственности, земли населенных пунктов, в аренду сроком на 25 лет, для жилищного строительства, расположенный в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Успенское, с месторасположением в районе с. Успенское (л.д. 28, т. 1).

29.07.2008 ЗАО “Авангард-Центр“ и Муниципальное образование “Одинцовский район“ Московской области заключили договор N 2258 аренды земельного участка площадью 8000 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 06 48:002 в границах, указанных в кадастровом плане, прилагаемом к договору (Приложение 3), по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенский, вблизи с. Успенское (л.д. 24 - 26, т. 1).

В целях заключения вышеуказанного договора Управлением Роснедвижимости по Московской области (территориальный отдел по Одинцовскому району) был выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 29.02.2008 N 20.3/08-8-26729, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка - 104 670 480 рублей, из удельного показателя кадастровой стоимости 13 083,81 руб./кв. м.

22.08.2008 ЗАО “Авангард-Центр“ обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением об исправлении ошибочных сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

22.09.2009 Управлением Роснедвижимости по Московской области было принято решение N 20/08-12017 об исключении из Реестра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с невозможностью однозначного отнесения его разрешенного использования к определенной группе видов функционального использования земель, предусмотренной Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 (л.д. 64, т. 1).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для
установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Пунктом 10 Правил полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27 к компетенции Министерства экологии и природопользования Московской области относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а не пункт 2.2.1.

Пункты 1.4.1, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных Приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и Приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием
всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2 Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).

Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

ЗАО “Авангард-Центр“ в обоснование своих требований ссылается на Распоряжение от 22.02.2006 N 11-РМ, которым утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (в рублях за квадратный метр) земельных участков, относящихся к категории “земли поселений“, с различными видами разрешенного использования, указывая, что графа 14 в Приложении N 3 указанного Распоряжения позволяет определить кадастровую стоимость земельного участка в случае, если вид разрешенного использования не подходит ни под один из специально выделенных видов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования смогут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться;

- зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

- зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

- зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

- зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

- зоны жилой застройки иных видов.

Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что государственная
кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Из материалов дела видно, что земельный участок площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Успенский, вблизи с. Успенское, относится к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вид разрешенного использования спорного земельного участка “для жилищного строительства“ соответствует действующему законодательству.

Поэтому суд апелляционной инстанции не находит оснований для отнесения спорного земельного участка к группе “прочие земли поселений“, исходя только из того, что вид разрешенного использования “для жилищного строительства“, установленный для земельного участка с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002 недостаточно конкретизирован для целей определения кадастровой стоимости.

Также учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти в установленном законом порядке (ст. 66 ЗК РФ, п. 10 Правила проведения государственной оценки земель) не проводилась, суд апелляционной инстанции не может сделать вывод, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:004 06 48:002 является законно установленной, в связи с чем суд апелляционной инстанции не может принять доводы заявителя о незаконности действий Управления Роснедвижимости по Московской области по выдаче заявителю кадастрового паспорта земельного участка без указания кадастровой стоимости земельного участка.

Внесение Управлением Роснедвижимости по Московской области в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании удельного показателя “прочие земли поселений“, определенного для поселения с. Успенское на основании графы 14 Приложения N 3 Распоряжения от 22.02.2006 N 11-РМ,
также не соответствовало бы действующему законодательству по изложенным выше причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не представлены доказательства несоответствия действий Управления Роснедвижимости по Московской области закону, а также доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов.

В связи с изложенным оснований для принятия доводов апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 22 апреля 2009 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-26052/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

С.К.ХАНАШЕВИЧ

Судьи

В.Ю.БАРХАТОВ

Н.В.ДИАКОВСКАЯ