Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2009 по делу N А40-61111/09-72-471 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ удовлетворено, так как размер денежной суммы незначителен, расходование денежных средств осуществлено с целью оплаты продуктов питания, существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам не установлено, в связи с чем совершенное правонарушение малозначительно и является основанием для отмены постановления.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2009 г. по делу N А40-61111/09-72-471

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 15 июля 2009 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи Немовой О.Ю. (единолично),

при ведении протокола судьей Немовой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Федерального государственного учреждения “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“

к ответчику - Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве



о признании незаконным постановления от 30.03.2009 г. N 10-21/46 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от ответчика - Князькин А.И., дов. от 24.06.2009 г., N 73-01-05/778, Ковалева И.М., дов. N 73-01-05/732 от 05.06.2009 г.

установил:

ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве с заявлением о признании незаконным постановления от 30.03.2009 года N 10-21/46 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, а также на то, что приобретение продуктов питания производилось учреждением в соответствии с Приказом Минфина РФ N 74н от 24.08.2007 г. и вменяемое ему правонарушение является малозначительным.

Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, указывает, что наличие в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и вина заявителя в его совершении подтверждены материалами дела.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, по факсимильной связи заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью его представителя. Ходатайство оставлено судом без удовлетворения, о чем вынесено протокольное определение. Дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.

Установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.



Как следует из материалов дела, должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве проведена проверка использования ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта “Здоровье“ по направлению “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“. По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.02.2009 года.

В указанном акте отмечено, что, согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно акту проверки от 24.02.2009 года, ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ допущено использование средств федерального бюджета, полученных Центром на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, на цели, не предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.08.2008 г. N 458н “О государственном задании на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году“, регламентирующим порядок выделения указанных средств. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.08.2008 N 458н “О государственном задании оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году“ утвержден в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“. В нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 198 - “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.08.2008 N 458н “О государственном задании на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году“ за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“, экономической статье расходов 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ (код классификации расходов бюджетов Российской Федерации - 055.0901.4700200.001.340) на приобретение медикаментов произведена оплата продуктов питания по платежному поручению от 09.10.2008 г. N 2536 на сумму 2950 руб. 44 коп.

По данному факту 20.03.2009 г. заместителем начальника отдела финансового контроля и надзора по приоритетным национальным проектам и целевым программам Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве Коротковой Т.А. в присутствии заместителя директора по АХЧ Подкопова А.А., действующего по доверенности от 18.03.2009 года N КЦ-32/072, составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2009 года N 10-21/46.

30 марта 2009 года в присутствии представителя ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ Савицкой О.Н., действующей по доверенности от 26.03.2009 года, вынесено постановление N 10-21/46 о назначении административного наказания, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с данным постановлением заявитель оспорил его в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Полномочия должностных лиц административного органа, составивших протокол и рассмотревших дело об административном правонарушении, предусмотрены п. п. 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. N 278, п. 5.4 Положения территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Минфина РФ от 11.07.05 г. N 89н, ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ.

Порядок привлечения ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ к административной ответственности с учетом требований ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ с учетом п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ ответчиком соблюден.

Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело привлечения заявителя к административной ответственности, судом не установлено.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения является нецелевым использованием бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что ответчиком в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 г. “198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов“, указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 г. N 74н, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2007 г. N 812, за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье ходов 4700200 “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“, экономической статье расходов 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, по платежному поручению от 09.10.2007 г. N 2536 была произведена оплата продуктов питания на сумму 2950 руб. 44 коп.

Факт наличия в действиях заявителя события административного правонарушения ответчиком доказан и подтверждается материалами административного дела.

Доводы заявителя в обоснование его вины во вменяемом правонарушении о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не свидетельствуют.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г., при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины, и роли правонарушителя в участии в нем, способе его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий) не представляет какой-либо опасности охраняемым административным отношениям.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 “О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях“ разъяснено, что при квалификации. административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Следовательно, действующее законодательство не исключает возможность применения положений о малозначительности административного правонарушения и освобождения от административной ответственности к административным правонарушениям, если фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая незначительный размер денежной суммы, а также тот факт, что расходование денежных средств осуществлено с целью оплаты продуктов питания, суд приходит к выводу о том, что совершенное правонарушение не несет большой общественной опасности, не создает существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам, в связи с чем, учитывая принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд считает возможным расценить совершенное правонарушение как малозначительное.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г., если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 15.25, 24.5, 26.2, 28.2, 29.7, 30.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167 - 170, 210, 211 АПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным полностью и отменить постановление ТУ ФСФБН в г. Москве от 30.03.2009 года N 10-21/46 о назначении административного наказания в отношении ФГУ “Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий“ (ОГРН 1037739408761, адрес: г. Москва, ул. Саляма Адиля, д. 2) по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Девятый апелляционный арбитражный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

О.Ю.НЕМОВА