Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 N 08АП-5987/2009 по делу N А75-6465/2009 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. N 08АП-5987/2009

Дело N А75-6465/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 5 октября 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5987/2009) Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2009 по делу N А75-6465/2009 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
и Ямало-Ненецкому автономному округу к Федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России“ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ - не явился, извещен;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, извещен;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ (далее - ФГУП “Почта России“, Предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 20.07.2009 по делу N А75-6465/2009 ФГУП “Почта России“ привлечено к административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. При этом суд исходил из доказанности факта совершения Предприятием вмененного ему правонарушения.

ФГУП “Почта России“ в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования административного органа.

Податель жалобы указывает на то, что в день проверки Интернет действительно не мог быть предоставлен пользователям, поскольку в пункте коллективного доступа вышел из строя системный блок, из-за сбоя на сервере не активизировалась программа. Запись о данной неисправности 20.05.2009 имеется в журнале учета остановок в оказании универсальных услуг связи.
Неисправности были исправлены уже на следующий день.

Предприятие также обращает внимание на нарушение процедуры проведения проверки и порядка привлечения к административной ответственности. Из акта проверки невозможно установить точную дату проведения проверки и обнаружения правонарушения. Протокол об административном нарушении от 09.06.2009 в нарушение статьи 28.5 КоАП РФ составлен спустя 20 дней после обнаружения правонарушения 20.05.2009; направлен протокол в суд также с нарушением срока, установленного статьей 28.2 КоАП РФ.

Управление Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО согласно представленному в суд письменному отзыву считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

От Управления Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО до начала судебного разбирательства поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя административного органа.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Должностными лицами Управления Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО на основании приказа руководителя Управления от 21.04.2009 N 01-04/147 в период с 04.05.2009 по 29.05.2009 проведено плановое мероприятие в отношении ФГУП “Почта России“ с целью контроля соблюдения лицензионных условий осуществления деятельности, законодательства в области связи.

В ходе проверки 20.05.2009 в пункте коллективного доступа, расположенном в отделении почтовой связи 628331 Пойковский Нефтеюганского почтамта, выявлено отсутствие доступа к сети Интернет и возможности передачи данных пользователю универсальными услугами связи.

По результатам
проверки составлен акт проверки деятельности в области связи N 55298 86 03-145 от 29.05.2009 (л.д. 31 - 35).

09 июня 2009 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО составлен протокол N 53/06/09, согласно которому ФГУП “Почта России“ не обеспечило предоставление доступа к сети Интернет и возможности передачи данных пользователю универсальными услугами связи в пункте коллективного доступа, что является нарушением пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила оказания универсальных услуг связи), пункта 10 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии Минсвязи России N 55298.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Управление Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО 23.06.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по указанной статье.

Решением от 20.07.2009 по делу N А75-6465/2009 ФГУП “Почта России“ привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Означенное решение обжалуется ФГУП “Почта России“ в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Удовлетворяя заявление административного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности факта совершения ФГУП “Почта России“ административного правонарушения. Выводы суда основаны на исследовании и оценке имеющихся в материалах дела документах: акте проверки деятельности в области связи N 55298 86 03-145 от 29.05.2009, протоколе об административном правонарушении N 53/06/09
от 09.06.2009; объяснениях от 09.06.2009 Кудренко Б.С. (руководитель юридической группы УФПС ХМАО - Югры - филиал ФГУП “Почта России“), лицензии N 55298 (л.д. 37 - 39).

Пунктом 3 статьи 14.16 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи, согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Федеральный закон о связи), осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в данный Перечень включены телематические услуги связи.

Лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи перечислены в разделе XVI Перечня лицензионных условий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в числе которых указаны:

обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю: а) доступа к сети связи лицензиата; б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) приема и передачи телематических электронных сообщений;

выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

Данные лицензионные условия содержатся и в лицензии N 55298, выданной ФГУП “Почта России“ (л.д. 37 - 39).

Между Федеральным агентством связи и ФГУП “Почта России“
14.06.2006 заключен договор N УС 066/01-06 об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Ханты-Мансийского автономного округа сроком на 5 лет (л.д. 40 - 44).

В соответствии с пунктами 2.1.4 и 2.1.5 договора ФГУП “Почта России“ обязано: осуществлять деятельность по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, обеспечивающую предоставление пользователю универсальными услугами связи: а) возможность передачи сообщений электронной почтой; б) доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий;

оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных правилами оказания соответствующих услуг связи, определенными Правилами оказания универсальных услуг связи, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, а также с соблюдением требований к пунктам коллективного доступа, используемым для оказания универсальных услуг связи, являющихся Приложением N 3 к договору.

Согласно приложению N 3 к указанному договору комплекс технических и программных средств пункта коллективного доступа обеспечивает возможность одновременного оказания универсальных услуг связи не менее чем двум пользователям. В состав комплекса входят, в том числе, персональные компьютеры со средствами отображения и ввода информации.

Оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи (статья 46 Федерального закона о связи).

В соответствии с пунктом 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила оказания универсальных услуг связи), деятельность
оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи: возможности передачи сообщений электронной почтой; доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий со скоростью не менее 33 Кбит/с, а с 1 июля 2008 г. - не менее 256 Кбит/с.

Оператор универсального обслуживания обязан: а) обеспечить пользователям универсальными услугами связи свободный доступ в помещение пункта коллективного доступа; б) установить режим работы пункта коллективного доступа не менее 5 дней в неделю и не менее 8 часов в сутки. При этом один из таких дней должен приходиться на субботу или воскресенье. Время работы пункта коллективного доступа должно определяться с учетом предложений органов местного самоуправления; в) обеспечить в каждом пункте коллективного доступа возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям (пункт 5 Правил оказания универсальных услуг связи).

В акте проверки деятельности в области связи N 55298 86 03-145 Управлением Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО зафиксировано нарушение ФГУП “Почта России“ требований пункта 3, подпункта “б“ и “в“ пункта 5 Правил оказания универсальных услуг связи: не обеспечено предоставление доступа к сети Интернет и возможности передачи данных пользователю универсальными услугами связи в пунктах коллективного доступа в Пойковском почтовом отделении связи 628331.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, несостоятельными являются ссылки ФГУП “Почта России“ на то, что работа пункта коллективного доступа не могла быть обеспечена по техническим причинам ввиду поломки одного из системных блоков. Поломка одного компьютера не исключает возможности осуществления выходы в сеть Интернет с
помощью второго компьютера, проведения срочных ремонтных работ, замены системного блока и иных мер, нацеленных на надлежащее исполнение требований лицензии.

При таких условиях не является доказательством наличия технических причин, препятствующих осуществлению деятельности, предусмотренной лицензионными условиями, заявка на выполнение работ по ремонту компьютерной и оргтехники (л.д. 125).

К тому же, в имеющейся в материалах дела ксерокопии заявки есть признаки исправления даты возникновения неисправности с 21.05.2009 на 20.05.2009, дата регистрации заявки - 21.05.2009, а отметка о выполнении работ по ремонту - 22.09.2009. Эти сведения не соответствуют данным, содержимся в отчете по трафику за период с 20.05.2009 по 21.05.2009, согласно которому с почтамта 628331 Пойковский 21.05.2009 осуществлялся выход в Интернет.

Таким образом, факт неисполнения Предприятием на момент проведения проверки условий осуществления деятельности, предусмотренных лицензией N 55298, установлен судом, подтверждается материалами дела и не опровергнут ФГУП “Почта России“.

Данное обстоятельство является основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Назначение ФГУП “Почта России“ административного наказания в виде штрафа в сумме 30000 руб. соответствует минимальному размеру санкции вышеуказанной статьи.

Отклоняются судом апелляционной инстанции доводы ФГУП “Почта России“ о нарушении процедуры проведения проверки и порядка привлечения к административной ответственности.

В акте проверки деятельности в области связи N 55298 86 03-145 период с 04.05.2009 по 29.05.2009 указан в качестве периода проведения проверочных мероприятий, а 29.05.2009 - дата утверждения акта вр.и.о. руководителя Управления Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО. Датой обнаружения правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении N 53/06/09 от 09.06.2009 является 20.05.2009.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган,
должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении (статья 26.2 КоАП РФ).

В силу статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения; в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как установлено выше, правонарушение обнаружено административным органом 20.05.2009, а протокол об административном нарушении составлен 09.06.2009.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ“ несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных
правонарушениях“ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по ХМАО - Югре и ЯНАО предпринимались меры для составления протокола в присутствии уполномоченного представителя ФГУП “Почта России“. Генеральному директору Предприятия, находящему в г. Москва направлено было уведомление экспресс-почтой, которое получено адресатом только 04.06.2009 (л.д. 13 - 17), уведомление также было направлено факсом (л.д. 17).

Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении N 53/06/09 от 09.06.2009 составлен административным органом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП. В нем указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершенное административное правонарушение - часть 3 статьи 14.1 Кодекса. При составлении протокола присутствовал представитель Предприятия по доверенности - Кудренко Б.Н., ему вручена копия протокола, в котором сообщалось о направлении протокола в арбитражный суд.

Таким образом, составление протокола спустя 20 дней после обнаружения правонарушения в рассматриваемой ситуации не является существенным нарушением, процедуры, предусмотренной КоАП РФ.

Нарушение срока направления протокола об административном правонарушении в суд не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. Данный срок является организационным, направленным на скорейшую передачу дела об административном правонарушении для дальнейшего рассмотрения по подведомственности, в связи с возможностью истечения сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности со дня совершения административного правонарушения.

Днем совершения правонарушения (в данном случае и днем обнаружения) является 20.05.2009, решение суда о привлечении Предприятия к административной ответственности принято 20.07.2009, то в пределах установленного срока.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2009 по делу N А75-6465/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.А.СИДОРЕНКО