Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.12.2009 по делу N А19-28703/09-50 Требования о признании незаконными действий по предоставлению сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе и имущественных правах удовлетворены, поскольку ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ налоговый орган отнесен к государственным органам, обязанным предоставить временному управляющему сведения о должнике.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. по делу N А19-28703/09-50

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью “УсольВагонМаш“ Ф.И.О. br>
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области

о признании незаконными действий по отказу в предоставлении сведений, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,

при участии представителей

от заявителя: представитель Носков Д.В., доверенность от 21.10.2009 г.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской
области: представитель Гуменюк Л.Ф., доверенность от 11.01.2009 г. N 08/154; Степанова И.А., доверенность от 23.12.2009 г. N 08-16/43983;

установил:

Временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью “УсольВагонМаш“ (далее ООО “УсольВагонМаш“) Овчинников И.Е. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области по отказу в предоставлении сведений, содержащемуся в письме от 28.10.2009 г. N 06-10/36219, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем направления в адрес временного управляющего ООО “УсольВагонМаш“ следующих документов: копии бухгалтерской и налоговой отчетности должника за период с 2007 г. по 2009 г. включительно (отчеты о движении денежных средств - форма N 4, отчеты об изменении капитала - форма N 3, приложения к балансу - форма N 5, отчеты о прибылях и убытках - форма N 2, бухгалтерские балансы - форма N 1, налоговые декларации по транспортному налогу), сведения о дебиторской и кредиторской задолженности должника, сведений о расчетных счетах должника, копии учредительных документов должника.

В судебном заседании представитель временного управляющего ООО “УсольВагонМаш“ заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2009 г. по делу N А19-19184/09-60 в отношении ООО “УсольВагонМаш“ введена процедура банкротства - наблюдение сроком до 17.02.2010 г. Временным управляющим ООО “УсольВагонМаш“ (адрес: 665451, Иркутская область, город Усолье-Сибирское, улица Дзержинского, дом 1, ИНН 3819013897, ОГРН 1043802139479)
утвержден Овчинников И.Е., которому установлено вознаграждение в размере 30 000 руб. ежемесячно, определив источником его выплаты имущество должника.

Временный управляющий ООО “УсольВагонМаш“ Овчинников И.Е. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области с запросом от 16.10.2009 г. N 2 о предоставлении копий документов, касающихся деятельности должника, в том числе: копий бухгалтерских балансов ООО “УсольВагонМаш“ за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., расшифровки основных средств за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., списка кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г., списка дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г.

Письмом от 28.10.2009 г. N 06-10/36219 налоговая инспекция, со ссылкой на пункт 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, отказала временному управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что право временного управляющего на истребование сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе, имущественных правах и обязательствах, возникает у него только в случае отсутствия у органов управления должника соответствующей информации и документов, либо отказа этих органов выдать такую информацию. Запрос временного управляющего не содержит обоснований и доказательств невозможности получения испрашиваемых документов от органов управления должника, также отсутствует согласие налогоплательщика-должника на разглашение сведений о нем.

Отказ налогового органа послужил основанием для обращения временного управляющего ООО “УсольВагонМаш“ Овчинникова И.Е. в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской с заявленными требованиями не согласилась, указав, что отказ инспекции в предоставлении копий документов не содержит
обязательных предписаний или каких-либо санкций, влекущих юридические последствия, в связи с чем, не может быть признан нарушающим права и законные интересы заявителя.

Выслушав представителей заявителя и налогового органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2009 г. по делу N А19-19184/09-60 в отношении ООО “УсольВагонМаш“ введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Овчинников И.Е.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ временный управляющий должника, утвержденный арбитражным судом, обязан анализировать финансовое состояние должника.

Согласно пункту 1 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

На основании статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ временный управляющий ООО “УсольВагонМаш“ Овчинников И.Е. обратился в налоговый орган с запросом от 16.10.2009 г. N 2 о предоставлении копий ряда документов, касающихся деятельности должника.

Налоговый орган в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ отнесен к государственным органам, обязанным предоставить временному управляющему сведения о должнике.

В нарушение названной нормы, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области письмом от 28.10.2009 г. N 06-10/36219 необоснованно отказала временному управляющему в представлении запрашиваемых документов, касающихся деятельности должника.

В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых действий налоговой инспекции.

Налоговый орган полагает, что запрашиваемые документы могут быть выданы временному управляющему только в случае отсутствия у органов управления должника соответствующей информации и документов, либо отказа этих
органов выдать такую информацию.

Суд полагает, что данный довод налогового органа основан на неправильном толковании пункта 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Указанной нормой права предусмотрена обязанность органов управления должника представлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Однако данная норма права не устанавливает обязанность временного управляющего запрашивать необходимую ему информацию только у органов управления должника.

Так, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 “Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 855, в случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией. К числу указанных государственных органов относятся и налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, и обладающие вышеуказанной информацией. Следовательно, у последних отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении такой информации арбитражному управляющему по его запросу.

Таким образом, действия налогового органа по отказу в предоставлении сведений о должнике, изложенному в письме от 28.10.2009 г. N 06-10/36219, нарушает
права и законные интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поскольку препятствует осуществлению прав и исполнению обязанностей временного управляющего должника - ООО “УсольВагонМаш“.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заявленные требования временного управляющего ООО “УсольВагонМаш“ в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области по отказу в предоставлении сведений, содержащемуся в письме от 28.10.2009 г. N 06-10/36219, подлежат удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В заявлении временный управляющий просит устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов путем направления в адрес временного управляющего ООО “УсольВагонМаш“ следующих документов: копии бухгалтерской и налоговой отчетности должника за период с 2007 г. по 2009 г. включительно (отчеты о движении денежных средств - форма N 4, отчеты об изменении капитала - форма N 3, приложения к балансу - форма N 5, отчеты о прибылях и убытках - форма
N 2, бухгалтерские балансы - форма N 1, налоговые декларации по транспортному налогу), сведения о дебиторской и кредиторской задолженности должника, сведений о расчетных счетах должника, копии учредительных документов должника.

Между тем, как следует из запроса временного управляющего от 16.10.2009 г. N 2, заявителем в налоговом органе были запрошены следующие документы: копии бухгалтерских балансов ООО “УсольВагонМаш“ за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., расшифровки основных средств за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., список кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г., список дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ допущенное нарушение прав заявителя должно быть устранено путем возложения обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области по представлению временному управляющему документов, перечисленных в запросе от 16.10.2009 г. N 2.

Оснований для возложения на налоговый орган обязанности представить документы, не поименованные в запросе от 16.10.2009 г. N 2 (в частности: отчеты о движении денежных средств - форма N 4, отчеты об изменении капитала - форма N 3, приложения к балансу - форма N 5, отчеты о прибылях и убытках - форма N 2, налоговые декларации по транспортному налогу за период с 2007 г. по 2009 г. включительно, сведения о расчетных счетах должника, копии учредительных документов должника), не имеется, поскольку данные документы заявителем не запрашивались.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в
пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 100 руб., уплаченная им при подаче заявления в суд.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью “УсольВагонМаш“ Ф.И.О. удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области, связанные с отказом временному управляющему Общества с ограниченной ответственностью “УсольВагонМаш“ Ф.И.О. в предоставлении сведений, содержащемся в письме от 28.10.2009 г. N 06-10/36219.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью “УсольВагонМаш“ Ф.И.О. путем направления в его адрес следующих документов: копий бухгалтерских балансов ООО “УсольВагонМаш“ за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., расшифровок основных средств за 2007, 2008 гг., 1, 2, 3 кварталы 2009 г., списка кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г., списка дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 г., 01.04.2009 г., 01.07.2009 г., 01.10.2009 г.

Возвратить Ф.И.О. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную по квитанции СБ8595/0001 от 25.11.2009 г. N 1037.

Решение может быть обжаловано в Четвертый
арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА