Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.12.2009 по делу N А19-24113/09-14 Иск о взыскании основного долга по договору аренды лесного участка удовлетворен частично, поскольку коэффициент, равный двум целым нулю десятым, при расчете истцом задолженности ответчика по арендной плате применен неправомерно.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. по делу N А19-24113/09-14

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.12.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2009 года.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Ушакова О.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству

к ООО “Областной лесхоз“

о взыскании 235 754 руб. 94 коп.

при участии в заседании:

от истца - не присутствовал (ув. от 03.12.09);

от ответчика - не присутствовал (ув. от 03.12.09);

установил:

иск заявлен о взыскании 235 754 руб. 94 коп. основного долга по договору аренды лесного участка N
28/8 от 16.01.09 за 3 квартал 2009 года.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 16.01.09 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО “Областной лесхоз“ (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда N 28/8 (л.д. 10 - 20), согласно которого, Арендодатель обязуется предоставить а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 1.2 настоящего Договора (далее - лесной участок) для осуществления заготовки древесины (п. 1.1 Договора).

Характеристика лесного участка: местонахождение: Иркутская область, Муниципальное образование “Киренский район“, Киренское лесничество, (ранее - ФГУ “Киренский лесхоз“) Киренское участковое лесничество, в эксплуатационных лесах: “Нижнее-Тунгусская дача“ кварталы N 464 - 466, 494 - 497, 524 - 527, 554 - 557; “Киренская дача“ N 8; общая площадь лесного участка 11402 га с составом насаждений 7С2Л1Ос, общий запас насаждений возможных к эксплуатации 2905,8 тыс. куб.м, в том числе, спелых и перестойных эксплуатационных насаждений 2642,3 тыс. куб.м, из них хвойных насаждений 2586,9 тыс. куб.м (п. 1.2 Договора).

Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, 2, 3, 4 к настоящему Договору (п. 1.3 Договора).

Арендная плата по настоящему договору составляет 667 760 руб. в год (п. 2.1 Договора).

Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала, согласно приложения N 6 к настоящему договору, по реквизитам, указанным Арендодателем, и предоставляет в течение первого
месяца текущего квартала Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (п. 2.2. Договора).

Срок действия Договора устанавливается с 16 января 2009 года по 16 января 2058 года (п. 6.1 Договора).

Указанный договор зарегистрирован 05.08.09 Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области (л.д. 20 на обороте).

По своей правовой природе договор N 28/8 от 16.01.09 является договором аренды.

На основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условий договора аренды N 28/8 от 16.01.09 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

В соответствии с требованиями ст. ст. 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В материалы дела представлен расчет арендной платы за использование лесов для ООО “Областной лесхоз“ на 2009 год, Второй Восточно-Сибирский лесотаксовый район, установлен головой отпуск 44,0 тыс. куб.м, по договору N 28/8 от 16.01.09 (л.д. 23 - 24), согласно которому, арендная плата в федеральный бюджет составляет 308 135 руб. 85 коп. в год или 117 877 руб. 47 коп. за 3 квартал, в бюджет субъекта 308 135 руб. 85 коп. в год или 117 877 руб. 47 коп. за 3 квартал.

Указанный расчет был направлен ООО “Областной лесхоз“ заказным письмом с уведомление N 1035 и получен ответчиком 01.10.09 (л.д. 25).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка,
находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ установлены ставки платы в Иркутской области.

Подпунктом “в“ пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.

В силу п. 1 ст. 3 ФЗ от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.

Проверив расчет суммы основного долга истца, размер арендной платы на 2009 год, судом установлено, что истцом при расчете арендной платы по минимальным ставкам правомерно применены ставки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ для второго Восточно-Сибирского лесотаксового
района, разряд такс - 7, с применением коэффициента - 1,05 и коэффициента - 1,30.

Таким образом расчет размера арендной платы по минимальным ставкам истцом произведен правильно и составляет 308 135 руб. 85 коп. в год или 117 877 руб. 47 коп. за 3 квартал.

Правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки в размере 117 877 руб. 47 коп. за 3 квартал в год изложенная в таблице-2 расчета на 2009 год, истцом не подтверждена, указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.

В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“, для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.

В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за
исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 255 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от 24.05.2007 “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений“ имеет номер 314, а не 413.

Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной
платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений“.

Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия “лесные подати“, в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за 2009 год коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.

При таких обстоятельствах, у Агентства лесного хозяйства по Иркутской области отсутствовали полномочия по установлению повышающего коэффициента - 2.

В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 N 200-ФЗ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, из положений ст. 73 ЛК РФ, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, следует что, по договору аренды лесных участков, цена устанавливается уполномоченным органом, является регулируемой.

К отношениям сторон по договору аренды лесного участка N 28/8 от 16.01.09 подлежат применению обязательные для сторон нормы закона: п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О
ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании арендной платы за третий квартал 2009 года подлежит частичному удовлетворению в размере 117 877 руб. 47 коп.

Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета РФ в размере 3 857 руб. 55 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Областной лесхоз“ в пользу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству 117 877 руб. 47 коп. основного долга.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Областной лесхоз“ в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 3 857 руб. 55 коп.

Решение может быть обжаловано в четвертый Арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

О.В.УШАКОВА