Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.09.2009 по делу N А19-13161/09-5 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда, отказано, поскольку налоговым органом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обжалование спорного бездействия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2009 г. по делу N А19-13161/09-5

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 сентября 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульга Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Иркутской области

к Финансовому управлению администрации города Черемхово

3-е лицо: Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение “Детская городская больница“

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от заявителя: не явился

от ответчика: Новикова С.В., представитель по доверенности.

от третьего лица: не явился

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10
по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) заявлено требование, о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации города Черемхово (далее - ответчик, Управление), выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2008 года по делу N А19-5221/08-20, от 05.05.2008 года по делу N А19-3000/08-33; обязании Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования исполнить указанные решения арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10674 от 22.05.2008 года, N 10673 от 22.05.2008 года, N 10835 от 05.05.2008 года, N 10834 от 05.05.2008 года.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В заявлении в обоснование доводов указал на нарушение ответчиком требований статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве требования инспекции не признал, указав, что задолженность по оплате обязательных платежей образовалась по причине недостатка бюджетных средств.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, уведомлено в установленном законом порядке, отзыв не представило.

Дело, в соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей заявителя, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2008 года по делу N А19-3000/08-33 с Муниципального лечебно-профилактическое учреждения “Детская городская больница“ (далее - МЛПУ “Детская городская больница“) в пользу Межрайонной ИФНС России N 10 по Иркутской области было взыскано 1500079 рублей,
в том числе: задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2006 год в сумме 1115630 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 161323 рублей; штраф, предусмотренный статьей 123 Налогового кодекса РФ в размере 223126 рублей и государственная пошлина в доход Федерального бюджета в размере 100 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2008 года по делу N А19-5221/08-20 с МЛПУ “Детская городская больница“ в пользу Межрайонной ИФНС России N 10 по Иркутской области было взыскано 307517 рублей 81 копейка, в том числе: задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет за 9 месяцев 2007 года в сумме 296376 рублей; пени в сумме 11141 рубля 81 копейки, с зачислением в соответствующие бюджеты и государственная пошлина в доход Федерального бюджета в размере 7650 рублей 36 копеек.

8 июля 2008 года во исполнение решения по делу N А19-3000/08-33 выданы исполнительные листы N 10835, 10834.

7 июля 2008 года во исполнение решения по делу N А19-5221/08-20 выданы исполнительные листы N 10673, 10674.

Указанные исполнительные листы были направлены Межрайонной ИФНС России N 10 по Иркутской области для исполнения в Финансовое управление администрации города Черемхово 20.11.2008 года.

Поскольку требования указанных исполнительных листов в установленный срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации города Черемхово и обязании его исполнить содержащиеся в исполнительных документах требования.

Исследовав материалы дела, а также представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В
соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть
перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в
установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает направление исполнительного документа для исполнения, а пункт 5 этой статьи - возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.

Вместе с тем
пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “Об исполнительном производстве“; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.

Поскольку финансовое управление администрации г. Черемхово является главным распорядителем и получателем средств муниципального образования, поэтому исполнительный лист правомерно направлен ему для исполнения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех
месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Финансовое управление администрации города Черемхово является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений на территории Зиминского городского муниципального образования, в том числе, МЛПУ “Детская городская больница“.

На основании изложенного, финансовое управление администрации города Черемхово обязано было исполнить полученные от заявителя исполнительные листы N 10835, 10834 от 08.07.2008 года, N 10673, 10674 от 07.07.2008 года в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть до 24.02.2009 года.

Таким образом, указанные исполнительные документы были приняты ответчиком к исполнению 20.11.2008 года, однако на день рассмотрения дела в суде, денежные средства по исполнительным листам на расчетный счет заявителя не перечислены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их
прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины.

В статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 367-О от 18.11.2004 года разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как следует из материалов дела вышеуказанные исполнительные листы были получены финансовым управлением администрации г. Черемхово 20.11.2008 года, то есть с 21.11.2008 года начал течь установленный законом трехмесячный срок на исполнение судебного акта.

24 февраля 2009 года представленный законом трехмесячный срок истек, данных об исполнении судебных актов финансовым управлением администрации г. Черемхово Межрайонной ИФНС России N 10 по Иркутской области не представлено, в связи с чем, именно с этого момента, по мнению суда, необходимо исчислять срок на обжалование спорного бездействия.

Как усматривается из материалов
дела, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г. Черемхово 25 июня 2009 года, то есть после истечения трехмесячного срока. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока заявитель в суд не обращался.

Определением суда от 25 августа 2009 года заявителю было предложено представить пояснения о причинах пропуска срока на обжалование.

Налоговый орган, исполняя данное определение суда, указал, что поскольку ответ от финансового управления по поводу исполнения направленных исполнительных листов поступил в инспекцию 28.05.2009 года, инспекцией срок на обжалование бездействия не пропущен.

Вместе с тем как установлено судом данный ответ поступил на запрос инспекции от 7 мая 2009 года, то есть по истечении трехмесячного срока на исполнение спорных исполнительных листов, о неисполнении которых налоговый орган должен был узнать 21.02.2009 года.

Согласно пункту 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий 2-месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья

Н.О.ШУЛЬГА