Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.09.2009 по делу N А19-16605/09-43 Требования о признании незаконным решения налогового органа о взыскании НДС за счет денежных средств на счетах налогоплательщика удовлетворены, поскольку незаконно бесспорное взыскание текущих платежей со счетов налогоплательщика после открытия конкурсного производства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2009 г. по делу N А19-16605/09-43

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.09.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15.09.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области

о признании незаконным решения N 2882 от 25.06.2009 г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Домбровская О.Л. - представитель по доверенности,

от налогового органа: Клищевский В.И. - представитель по доверенности,

установил:

Открытое акционерное общество “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ (далее -
заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным решения N 2882 от 25.06.2009 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, представитель налогового органа требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого решения.

Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, судом установлены следующие обстоятельства.

Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено требование N 14685 об уплате налога, сбора, пени, штрафов по состоянию на 11.06.2009 г., в соответствии с которым заявителю предлагалось в срок до 27 июня 2009 г. уплатить налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. в размере 121.056 рублей 00 копеек.

В связи с неисполнением обществом данного требования налоговым органом принято решение N 2882 от 25.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в пределах сумм, указанных в требовании N 14685 от 11.06.2009 г.

ОАО “Киренская РЭБ флота“, не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области N 2882 от 25.06.2009 г., обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование доводов о незаконности оспариваемого решения
общество ссылается на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29, которым общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Заявитель полагает, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В связи с чем налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Данное требование не является внеочередным и должно быть установлено судом, рассматривающим дело о банкротстве.

Налоговый орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что вынесение оспариваемого решения является правомерным, поскольку принудительное взыскание задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника путем вынесения соответствующего решения допускается в любой процедуре банкротства. Более того взыскание денежных средств налогоплательщика по оспариваемому решению не произведено. Вопрос о взыскании текущих платежей решается инспекцией в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, поскольку требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО “Киренская РЭБ флота“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанного должника введено конкурсное производство до 22.10.2008 г.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.2008 г. срок конкурсного производства продлен до 28.04.2009 г.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28.04.2009 г. срок конкурсного производства продлен до 27.10.2009 г.

Согласно статье 4 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “О несостоятельности (банкротстве)“ от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу данного Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 года N 296-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ данный документ вступил в законную силу со дня официального опубликования - 31.12.2008 г.

Поэтому изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим с 31.12.2008 г.

Судом установлено, что процедура конкурсного производства введена 29.10.2007 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“, следовательно, к этим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета внесенных изменений.

Обществом в инспекцию по средствам телекоммуникационной связи представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, согласно которой налог, подлежащий уплате в бюджет, составил 121.056 рублей 00 копеек.

Требованием N 14685 об уплате налога, сбора,
пени, штрафа по состоянию на 11.06.2009 г. инспекцией предложено в срок до 27.06.2009 г. уплатить указанные суммы налогов.

В силу пункта 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.

Статья 174 НК РФ устанавливает, что уплата налога, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что уплата налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. должна быть произведена налогоплательщиком не позднее 01 января 2009 г.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность заявителя по уплате данного налога возникла после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.

В соответствии со статьей 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 года N 127-ФЗ все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ определено, что обязательные платежи
- налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 3, 4 Постановления от 15.12.2004 г. N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ разъяснил, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, удовлетворяются за счет конкурсной массы вне очереди.

Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Кроме того, в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с
квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ также разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Таким образом, право по принудительному взысканию обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства налоговому органу не предоставлено, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, с предоставлением уполномоченным органам прав и обязанностей лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Налоговый орган в нарушение пункта 4 статьи 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принял меры по принудительному взысканию задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, с предоставлением уполномоченным органам прав и обязанностей лиц, участвующих в деле о банкротстве, что подтверждает доводы заявителя о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта и нарушении прав и законных интересов общества.

В
соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поэтому надлежит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области N 2882 от 25.06.2009 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“, как не соответствующее требованиям статей 134, 137, 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ; и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области N 2882 от 25.06.2009 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или
налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“, как не соответствующее требованиям статей 134, 137, 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ государственную пошлину в размере 2.000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ