Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2009 по делу N А19-2963/09-12 Иск о взыскании платы за пользование вагонами удовлетворен частично, поскольку по нескольким вагонам отсутствует информация в книге уведомления о времени подачи вагонов, однако, они включены в ведомость, и на них начислена плата, в связи с этим суд уменьшил плату за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2009 г. по делу N А19-2963/09-12

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.06.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Т.Л.Фаворовой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.Л.Фаворовой

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Российские железные дороги“

к ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“

о взыскании 495 270,30 руб.

при участии в заседании:

от истца: Калицкий С.П. - по доверенности,

от ответчика: не явился, надлежащее уведомление имеется.

установил:

Иск заявлен ОАО “Российские железные дороги“ к ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ о взыскании 495 270,30 руб. платы за пользование вагонами.

Ответчик исковые требования не признал, просил в
их удовлетворении отказать, в отзыве на иск указав, что, порядок начисления и взимания платы за пользование вагонами определен сторонами в договоре на организацию перевозок N 59-685 6300/925-03РЖД от 15.12.2003 г. Договором на организацию перевозок установлен порядок взимания платы за несвязанное с перевозочным процессом нахождение на железнодорожных путях порожних вагонов, принадлежащих перевозчикам. Таким образом, начисление платы за пользование вагонами по ставкам, установленным тарифным руководством N 2 прямо противоречит законодательству и условиям договора. Ставки, предусмотренные тарифным руководством N 2 не подлежат применению, поскольку являются ставками платы за пользование вагонами, а не за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.

Кроме того, ответчик указывает, что в книге уведомлений по ведомостям подачи и уборки вагонов N 080404, 150401, 210403, 220402, указан неверный номер телефона по которому необходимо уведомлять ответчика, так же указывает, что вагон N 080403, указанный в ведомости подачи и уборки вагонов N 080403, а также вагоны N 23248909, 28382091 поданы перевозчиком в неисправном техническом состоянии. Вагон N 2455811, указанный в ведомости подачи и уборки вагонов N 080403 с причиной задержки “Коммерческая неисправность“ ответчиком оплачен.

В обоснование исковых требований ОАО “РЖД“ указало, что с ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути принадлежащего владельцу при станции Багульная ВСЖД - филиал ОАО “РЖД“ от 20.03.2001 г. N 9/2000, в соответствии с которым перевозчик осуществляет обслуживание принадлежащих владельцу пути, а владелец производит оплату, в том числе за пользование вагонами.

В марте и апреле 2008 г. в адрес владельца прибыли вагоны в количестве 989 штук, что отражено в ведомостях подачи и уборки вагонов N 210403, 220402, 220401, 080403, 080404,
150401. Данные вагоны простаивали на путях общего пользования станции Багульная по вине владельца, что подтверждается актами общей формыN 1/858 от 07.04.2008 г., N 1/0846 от 06.04.2008 г., N 145 от 21.04.2008 г., N 1/831 от 05.04.2008 г., N 1/864 от 08.04.208 г., N 1/845 от 06.04.2008 г., N 146 от 22.04.2008 г., N 1/830 от 05.04.2008 г., N 1/838 от 05.04.2008 г., N 1/843 от 05.04.2008 г., N 147 от 22.04.2008 г., N 1/810 от 01.04.2008 г., N 1/811 от 02.04.2008 г., N 1/819 от 04.04.2008 г., N 1/821 от 04.04.2008 г., N 149 от 08.04.2008 г., N 1/802 от 01.04.2008 г., N 1/817 от 03.04.2008 г., N 1/820 от 04.04.2008 г., N 148 от 08.04.2008 г., N 1/803 от 01.04.2008 г., N 1/812 от 02.04.2008 г., N 1/816 от 03.04.2008 г., N 144 от 15.04.2008 г., в связи с чем, ответчику в соответствии со ст. 39 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - УЖТ РФ), была начислена плата за пользование вагонами из расчета, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов N 220402 - 137300,20 руб., 220401 - 41194,70 руб., 080404 - 138305,70 руб., 080403 - 61992,80 руб., 150401 - 82756,10 руб., 210403 - 33720,80 руб., всего 495270,30 руб.

Неуплата со стороны ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ платы за пользование вагонами, начисленной и предъявленной ОАО “РЖД“ в претензии от 15.08.2008. N 166, оставленной без ответа, послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.

Изучив представленные документы, суд считает требования истца о начислении платы за пользование вагонами обоснованными и
подлежащими частичному удовлетворению в сумме 460 226,10 руб., исходя из следующего:

В соответствии со ст. 39 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта РФ“ (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В силу статьи 8 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и статей 4 и 6 Федерального закона “О естественных монополиях“ ОАО “Российские железные дороги“ относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

ФЭК РФ 19.06.2002 г. принято постановление N 35/12 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2002 г. N 3678). “Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).

В соответствии с пунктом 9 Тарифного руководства, при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

Пунктом 11 Тарифного руководства предусмотрено, что при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10.

Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в
размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10.

Рассчитанный с учетом требований Тарифного руководства N 2 размер платы за пользование вагонами (со снижение платы на 50% за собственные и арендованные вагоны) составил:

По ведомости подачи и уборки вагонов N 150401 - 82756,1 руб;

По ведомости подачи и уборки вагонов N 080404 - 138305,7 руб;

По ведомости подачи и уборки вагонов N 080403 - 61992,8 руб;

По ведомости подачи и уборки вагонов N 220401 - 41194,7 руб;

По ведомости подачи и уборки вагонов N 220402 - 137300,2 руб;

По ведомости подачи и уборки вагонов N 210403 - 33720,8 руб.

Итого: 495270 руб. 30 коп

Размер платы по каждому вагону с указанием интервала времени, на который начисляется плата за пользование вагонами, подробно отражен в представленных в обоснование заявленных исковых требований ведомостях подачи и уборки вагонов.

В заключенном договоре на эксплуатацию железнодорожного пути N 9/200 от 20.03.2001 г, стороны прямо предусмотрели, а следовательно и урегулировали внесение платы за пользование вагонами по ставкам, установленным Тарифным руководством N 1, (в настоящее время, как указывалось выше - это Тарифное руководство N 2). При этом договор предусматривает, что в случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты за различные виды сборов, плат, штрафов, взыскание производится в соответствии с новыми ставками без внесения дополнений и изменений в договор.

Положения действующего договора, стороны конкретизировали в Едином технологическом процессе работы пути необщего пользования ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ и станции Багульная ВСЖД-филиала ОАО “РЖД“ от 2007 г. Абзацы 7 - 8 ЕТП предусматривают факт задержки подачи и уборки вагонов, независимо от их принадлежности, на (с) пути
необщего пользования по причинам, зависящим от ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“, оформляются актом общей формы ГУ-23 и служат основанием для расчета платы за пользование вагонами в соответствии с тарифным руководством N 2.

Суд считает, что заявленные истцом требования подтверждаются ведомостями подачи и уборки вагонов за период с 05.04. по 08.04.2008 г. N 210403, за период с 04.04 по 08.04.2008 г. N 220402, за период с 04.04 по 05.04.2008 г. N 220401, за период с 01.04. по 04.04.2008 г. N 080403, за период с 31.03 по 04.04.2008 г. N 080404, за период с 31.03. по 03.04.2008 г. N 150401, памятками приемосдатчика, актами общей формы и книгой уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии уведомлений получателя о передаче вагонов на подъездной путь по телефону 43-24-38 не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов с записью в книге уведомлений, т.е. по мнению ответчика, номер телефона 43-24-38 указанный в книгах уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку за ответчиком не зарегистрирован.

Как следует из пояснений по порядку уведомления о подаче, уборке вагонов ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ начальника станции Багульная Игнатьева А.В., при заполнении книги работниками станции Багульная ВСЖД - филиала ОАО “РЖД“ ошибочно были указаны неверные номера телефонов по вагонам отраженным в ведомостях подачи и уборки N 150401 (к акту общей формы N 1/816 от 03.04.2008 г.), N 220402 (к акту общей формы N 1/864 от 08.04.2008 г.), N 210403 (к актам общей формы N 1/846 и N 1/858), N 080404 (к актам общей
формы N 1/802 и N 1/817). Неверное заполнение книги уведомлений является технической ошибкой, не свидетельствующей об отсутствии уведомлений по ваннам, указанным в ведомостях.

Суд считает, что факт уведомления ответчика подтверждается памятками приемосдатчика N 1409, 1994, 1443, 1413, 1433, 1337, 1349, 1334, 1374 на подачу вагонов, в которых указаны фамилии принявших вагоны работников ОАО “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ (Микитась Т.Д., Лисай С.В., Рослякова С.А., Нинилина).

Время принятия вагонов по памяткам приемосдатчика совпадает с расчетным временем в ведомостях подачи и уборки вагонов и факт отсутствия уведомления не зарегистрирован сторонами в актах общей формы.

Кроме того, суд не принимает доводы ответчика о неверном указании в акте общей формы N 812 о времени прибытия вагонов по ведомости подачи и уборки вагоновN 150401, исходя из следующего:

Согласно акта общей формы N 1/812 время для начисления платы за пользование вагонами указано с 31.03.08 21-35 до 02.04.08 05-40. Ответчиком представлено в обоснование своих возражений то обстоятельство, что по данным отчета о грузах поступивших в адрес ОАО “РУСАЛ Братск“ данная группа вагонов поступила только 1 апреля 2008 г.

Суд считает данные доводы не обоснованными, так как представленный в обоснование исковых требований акт общей формы N 1/812 составлен в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 г. N 45. В акте перечислены количество и номера вагонов, указана причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что они представлена на подпись представителю ответчика. Данный факт удостоверен подписями представителей дороги. При этом, каких либо возражений по количеству вагонов, времени их простоя
не было указано, разногласия либо возражения по поводу составления авто общей формы в сроки, предусмотренные п. 3.2.4 Правил не были представлены. Не было представлено никаких возражений от ответчика и после направления ему претензии с документами, обосновывающими требования.

Так же, суд не принимает доводы ответчика о нахождении вагонов, указанный в ведомости подачи и уборки вагонов N 080403 (порядковый номер 119), N 210403 (порядковые номера 62 и 67), в технически неисправном состоянии.

В обоснование своих возражений о технически неисправном состоянии вагонов ответчиком представлен размеченный список.

Вместе с тем, документами регламентирующими перевозку грузов не предусматривается фиксация технически не исправных вагонов размеченным списком. В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС N 45 от 18.06.2003 г. (пункт 3.1, пункт 4.1), в случае повреждение вагонов составляется акт общей формы и акт о техническом состоянии вагона. В данном случае таких документов ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).

В то же время, суд соглашается с доводами ответчика, что на 16 вагонов (95003851, 95106043, 95162525, 95174488, 95194460, 95242962, 95245320, 95258356, 95270526, 95356788, 95462362, 95726873, 95728903, 95728945, 95840815, 95843728), указанных в ведомости подачи и уборки вагонов N 220402 на которые начислена плата за пользование вагонами отсутствует уведомление о времени подачи вагонов и находит правовые основания к уменьшению платы за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов N 220402, с 137300 руб. до 136 789,60 руб. (137300 руб. - 510,40 руб.).

Судом установлено, что представленные истцом книги уведомлений в обоснование начисления платы за указанные выше вагоны не подтверждают факт уведомления ответчика о времени их подачи. Так по
16 вагонам, указанным выше в ведомости подачи и уборки вагонов N 220402 отсутствует информация в книге уведомлении, однако они включены в ведомость и на них начислена плата за пользование вагонами. Каждый вагон 31,90 руб., итого 16 x 31,90 руб. = 510,40 руб.

Кроме того, вагон N 24557811, указанный в ведомости подачи и уборки N 080403 с причиной задержки “Коммерческая неисправность“ был оплачен ОАО “РУСАЛ Братск“, что подтверждается Перечнем ЖД документов по платежам из Иркутского ТехПД от 29.04.2009 г. N 429. Таким образом, сумма заявленных требований по ведомости подачи и уборки вагонов N 080403 подлежит уменьшению на 1407,20 руб., а именно с 61 992,80 руб. до 60 585,60 руб. (16870,90 руб. - 1047,10 руб.).

Так же, представленный истцом акт общей формы N 843 по ведомости подачи и уборки вагонов N 220401 составлен с нарушением требований п. 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г. и параграфом 4 договора, согласно которым, о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.

Данный документ, к ведомости подачи и уборки вагонов N 22401 составлен в нарушение п. 3.5 Правил составления актов, так как акт подписан только одним представителем. Сумма начисленная по ведомости N 22401 на вагоны, указанные в акте N 1/843 составляет 33 126,60 руб. Таким образом, данная сумма не засчитывается судом.

На основании вышеизложенного, суд находит правовые основания к удовлетворению требований истца в размере 460 226,10 руб. - платы за пользование вагонами за
время их нахождения на станции в ожидании подачи под разгрузку, с учетом уменьшения платы за пользование вагонами по ведомостям подачи и уборки вагонов N 220402 с 137300,20 руб. до 136789,60 руб., по ведомости подачи и уборки вагонов N 080403 с 61 992,80 руб. до 60 585,60 руб., по ведомости подачи и уборки вагонов N 220401 с 41194,70 руб. до 8 068,10 руб., согласно ст. 39 УЖТ РФ.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с Открытого акционерного общества “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ 460 226,10 руб. платы за пользование вагонами, в остальной части заявленных требований в иске отказать.

2. Взыскать с Открытого акционерного общества “РУСАЛ Братский алюминиевый завод“ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ расходы по уплате госпошлины в размере 10 704,52 руб.

3. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Судья

Т.Л.ФАВОРОВА