Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2009 по делу N А19-5356/09-64 Требования о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению решения арбитражного суда о взыскании основного долга по налогу, пени и государственной пошлины удовлетворены, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих правомерность бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, предъявленного заявителем к исполнению в установленные законом сроки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2009 г. по делу N А19-5356/09-64

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 3 июня 2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области,

к Муниципальному учреждению “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“,

заинтересованное лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска,

о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в заседании:

от заявителя: Слинюк
М.А. (доверенность, удостоверение);

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - заявитель) обратилась с требованием о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ (далее - ответчик) по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу А19-15624/07-40 о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу основного долга в размере 39607 руб. 07 коп. и государственной пошлины в размере 500 руб. 00 коп., а также об обязании Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу N А19-15624/07-40 в соответствии с исполнительными листами N 21600, N 21599 от 20.12.2007 г. о взыскании 39607 руб. 07 коп. - налога и пени, госпошлины в сумме 500 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил возражения на заявление МИФНС России N 1 по Иркутской области о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с пропуском срока для обращения
с заявлением в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу А19-15624/07-40 о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области основного долга в размере 39607 руб. 07 коп. и государственной пошлины в размере 500 руб. 00 коп., на основании вышеуказанного решения арбитражным судом выданы исполнительные листы N 21600, N 21599 от 07.02.2008 г.

Исполнительные листы от 07.02.2008 г. N 21600, N 21599 направлены для исполнения в орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам 21.02.2008 г., однако до настоящего времени исполнительные листы не исполнены.

Полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ и обязании исполнить содержащееся в исполнительных документах требование.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконных решений и действий государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение либо действие не соответствуют закону или
иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится
в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу пункта 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Согласно пункту 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Из материалов дела следует, что Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ является главным распорядителем и получателем средств муниципального образования.

Исполнительные листы N 21600, 21599 от 07.02.2008 г. о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области основного долга в размере 39607 руб. 07 коп. и государственной пошлины в размере 500 руб. 00 коп. поступили для исполнения в Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ 27.02.2008 г., данные исполнительные документы должны быть исполнены в срок до 27.05.2008
г. Однако на день рассмотрения дела, денежные средства по исполнительному листу на расчетный счет заявителя не перечислены.

Таким образом, судом установлено, что Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ не исполнил в установленный трехмесячный срок своих обязательств, тем самым, нарушив требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.

Доводы ответчика о том, что требования заявителя необоснованны, поскольку указанный исполнительный документ не был исполнен в связи с дефицитом бюджета, судом отклоняются, так как данные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения обязанностей по исполнению требований исполнительного документа в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что заявителем пропущен срок для обращения в арбитражный суд для защиты нарушенных прав и законных интересов, суд находит несостоятельным.

Ответчиком 27.02.2008 г. получено заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области о направлении исполнительных листов N 21600, 21599 от 07.02.2008 г. о взыскании денежных средств в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска.

Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ письмом N 866 от 01.07.2008 г. уведомило заявителя о том, что по состоянию на 25.06.2008 г. Муниципальным общеобразовательным учреждением дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска не исполнены исполнительные документы в связи с отсутствием бюджетных лимитов, что вопрос
о выделении дополнительных ассигнований учреждениям-должникам прорабатывается в настоящее время.

Заявителем 15.01.2009 г. повторно направлено в адрес ответчика письмо N 08-38/621 с просьбой сообщить об исполнении исполнительных листов N 21600, 21599 от 07.02.2008 г.

Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ письмом N 68 от 21.01.2009 г. уведомило заявителя о том, что по состоянию на 21.01.2009 г. Муниципальным общеобразовательным учреждением дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска не исполнены исполнительные документы в связи с отсутствием бюджетных лимитов. Данное письмо получено заявителем 26.01.2009 г. вх. N 1119.

В связи с неисполнением ответчиком в установленные законом сроки исполнительных документов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ (далее - ответчик) по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу А19-15624/07-40 о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей “Детско-юношеская спортивная школа“ г. Байкальска в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу основного долга в размере 39607 руб. 07 коп. и государственной пошлины в размере 500 руб. 00 коп., а также об обязании Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу N А19-15624/07-40 в соответствии с исполнительными листами N 21600, N 21599 от 20.12.2007 г.
о взыскании 39607 руб. 07 коп. - налога и пени, госпошлины в сумме 500 руб.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области стало известно о бездействии Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ 26.01.2009 г., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия 10.03.2009 г., то есть до истечения трехмесячного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в пределах срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, со дня, когда ему стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих правомерность действий (бездействия), выразившихся в неисполнении исполнительного документа, предъявленного заявителем к исполнению в установленные законом сроки.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, суд считает, что бездействие Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“, выразившееся в неисполнении в установленные законом сроки исполнительного документа, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“.

С учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу N А19-15624/07-40, как не соответствующие п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Муниципальное учреждение “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“ с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2007 г. по делу N А19-15624/07-40 в соответствии с исполнительными листами N 21600, 21599 от 07.02.2008 г.

Взыскать с Муниципального учреждения “Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет по экономике и финансам“, находящегося по адресу Иркутская область, Слюдянский район, город Байкальск, квартал Южный 2-й, 1 “А“, в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 2
000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

С.А.РЕПИН