Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.03.2009 по делу N А19-2624/09-27 Требования о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к ответственности за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворены, поскольку налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в том, что протокол об административном правонарушении был составлен без извещения заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2009 г. по делу N А19-2624/09-27

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.03.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Колосовым В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Усольские мясопродукты“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области

о признании незаконным постановления N 08-21/251 о назначении административного наказания от 23.12.2008 г.

при участии в заседании:

от заявителя - Соков О.И., паспорт, представитель по доверенности

от ответчика - Окулич-Казарина М.В., удостоверение, представитель по доверенности

установил:

В арбитражный суд поступило заявление
Общества с ограниченной ответственностью “Усольские мясопродукты“ (далее ООО “Усольские мясопродукты“) о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области (далее Инспекция) N 08-21/251 о назначении административного наказания от 23.12.2008 г., вынесенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Представитель заявителя пояснил, что о вынесении оспариваемого постановления ООО “Усольские мясопродукты“ стало известно в январе 2009 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Суд считает причины пропуска заявителем срока на обращение в арбитражный суд уважительными, а срок подлежащим восстановлению.

Представитель заявителя требования поддержал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав доводы и возражения сторон, суд установил следующее.

29.10.2008 г. Инспекцией проведена проверка исполнения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в отделе магазина, расположенного по адресу: Иркутская область, Качугский район, д. Краснояр, ул. Полевая, 1А-2, принадлежащем заявителю.

В результате проверки обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившиеся в том, что на реализуемую алкогольную продукцию - вино столовое полусладкое красное “Земфира“ (емк. 0,7 л. в количестве 5 бутылок) отсутствовали: товарно-транспортная накладная, справка к
товарно-транспортной накладной, сертификат соответствия, качественное удостоверение. На указанную продукцию ценник был оформлен с нарушениями - не указано полное наименование товара, до покупателей не была доведена информация об особенностях продажи алкогольной продукции (раздел XIX Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55).

По данному факту ответчиком в отношении ООО “Усольские мясопродукты“ был составлен протокол N 12-129 об административном правонарушениям от 10.12.2008 г.

Постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции N 08-21/251 от 23.12.2008 г. ООО “Усольские мясопродукты“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Заявитель, полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 14.16 КоАП РФ применяется при назначении административного наказания за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Доказательств уведомления ООО “Усольские мясопродукты“ о времени и месте составления протокола N 12-129 об административном правонарушении от 10.12.2008 г. ответчиком не представлено.

Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении
в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что доказательства извещения заявителя о времени и месте составления протокола N 12-129 об административном правонарушении от 10.12.2008 г. представлены быть не могут.

Судом установлено, что протокол N 12-129 об административном правонарушении от 10.12.2008 г. был составлен без извещения ООО “Усольские мясопродукты“ о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и без участия его представителя.

Тем самым ООО “Усольские мясопродукты“ не были обеспечены гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту.

В соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, предоставляется возможность давать объяснения, показания, пояснения, заявлять ходатайства и отводы.

Довод ответчика, изложенный в отзыве, о том, что ООО “Усольские мясопродукты“ было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.12.2008 г. уведомлением, суд считает несостоятельным, так как фактически оспариваемое постановление было вынесено 23.12.2008 г.

Довод ответчика о том, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен в протоколе N 12-129 об административном правонарушении от 10.12.2008 г., судом отклоняется, так как доказательств получения заявителем данного протокола, ответчиком не представлено.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что доказательства извещения заявителя о времени и месте вынесения оспариваемого постановления представлены быть не могут.

Судом установлено, что оспариваемое постановление было вынесено без извещения ООО “Усольские мясопродукты“ о времени и месте его рассмотрения и без участия его представителя.

Согласно пункту
10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд считает, что данные нарушения являются существенными и не позволили налоговому органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью “Усольские мясопродукты“ (адрес: г. Иркутск, ул. Советская, д. 3; ОГРН 1073827001500) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области N 08-21/251 о назначении административного наказания от 23.12.2008 г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью “Усольские мясопродукты“ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

В.И.КОЛОСОВ