Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.03.2009 по делу N А19-881/09-62 В удовлетворении требований о взыскании с ответчика штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений в орган Пенсионного фонда РФ отказано, поскольку истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика наемных работников.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. по делу N А19-881/09-62

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.03.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области

к индивидуальному предпринимателю Абдырахмановой Урулкан

о взыскании 56 руб. 00 коп. штрафа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился,

от ответчика - не явился,

установил:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области (далее - ГУ УПФ) обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Абдырахмановой Урулкан 56 руб. 00 коп. штрафа.

Заявитель, ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании“ N 167-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ (изм. и доп. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ) страхователь (работодатель) обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.

Согласно ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ сроки представлений указанных сведений: один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Ответчиком индивидуальные сведения за 2007 год не были представлены в территориальный орган ПФР.

По факту данного нарушения, органом Пенсионного фонда был составлен акт от 30.04.2008 N 2812 и вынесено решение N 2789 от 20.05.2007 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ за несвоевременное представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц в органы ПФ РФ за 2007 г. в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный
период платежей, что составило 56 руб. 00 коп. Требованием N 10188 от 20.05.2008 данная сумма штрафа была предложена предпринимателю к уплате.

В связи с неуплатой штрафа добровольно, заявитель просит взыскать с ответчика штрафные санкции в судебном порядке.

Исследовав представленные материалы, суд считает, что в удовлетворении требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий “страхователь“ и “физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы“ дано в статье 1 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Как следует из материалов проверки, предприниматель самостоятельно уплачивает страховые взносы. Доказательств, свидетельствующих о наличии у индивидуального предпринимателя Абдырахмановой У. наемных работников заявителем не представлено и в материалах дела отсутствуют, следовательно, она не может быть привлечена как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона.

Пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

Срок представления сведений данной категорией лиц Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.

Учитывая изложенное, суд признает, что у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Поэтому в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Г.В.АНАНЬИНА