Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.02.2009 по делу N А19-1895/09-11 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, поскольку оспариваемое решение принято после открытия конкурсного производства, что противоречит положениям Закона о банкротстве.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2009 г. по делу N А19-1895/09-11

резолютивная часть решения объявлена 26.02.2009 г.

полный текст решения изготовлен 27.02.2009 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Д.А.Филатова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании незаконным решения от 17.12.2008 г. N 1970

при участии в заседании:

от заявителя: Домбровская О.Л. (по доверенности), Пуляевский И.В. (по доверенности)

от ответчика: Шутова Ю.В. - (по доверенности), Маковеева Ю.В. (по доверенности)

установил:

ОАО “Киренская РЭБ флота“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный
суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области (далее - инспекция) от 17.12.2008 г. N 1970 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.

Представители заявителя требования в судебном заседании поддержали. Налоговый орган заявленные требования не признал, сославшись на законность оспариваемого решения.

Арбитражным судом установлены обстоятельства дела:

Из представленных сторонами материалов следует, что инспекцией в адрес заявителя выставлено требование N 17611 об уплате по состоянию на 24.10.2008 г. с предложением уплатить единый социальный налог (далее - ЕСН) за 3 квартал 2008 г. по срокам уплаты на 15.08.2008 г., 15.09.2008 г., 15.10.2008 г. в сумме 14.396.159 руб.

В связи с неисполнением Обществом указанного требования инспекцией принято решение от 17.12.2008 г. N 1970 о взыскании недоимки по ЕСН в пределах неуплаченных сумм в сумме 14.324.415 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (далее - решение).

Не согласившись с налоговым органом, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании указанного решения незаконным.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО “Киренская РЭБ флота“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО “Киренская РЭБ флота“ продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г.

Заявитель полагает, что задолженность по ЕСН за 3 квартал 2008 г. по срокам уплаты на 15.08.2008 г., 15.09.2008 г., 15.10.2008 г. в сумме 14.324.415
руб. образовалась в период конкурсного производства, в связи с чем, является текущей и в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) может быть взыскана в рамках дела о банкротстве. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.

Таким образом, оспариваемое решение налогового органа незаконно, так как вынесено в нарушение п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

Налоговый орган требования заявителя не признал, сославшись на то, что в силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и
обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства признаются текущими платежами. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ предусмотрено, что требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, т.е. вне рамок дела о банкротстве.

Таким образом, налоговый орган полагает, что поскольку вынесение решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств должника в банках допускается НК РФ в любой процедуре банкротства и законодательство о налогах и сборах не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства, то инспекцией правомерно вынесено решение от 17.12.2008 г. N 1970 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках.

Суд полагает, что возражения инспекции не соответствуют закону.

Налоговый орган принял оспариваемое решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках по ЕСН за 3 квартал 2008 г. по срокам уплаты на 15.08.2008 г., 15.09.2008 г., 15.10.2008 г. в сумме 14.324.415 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29
ОАО “Киренская РЭБ флота“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. В данном решении на странице 3 также отражено, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило 30.05.2006 г. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО “Киренская РЭБ флота“ продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (в редакции Федерального закона от 30.12.08 г. N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Учитывая изложенное, а также то, что правоотношения по настоящему делу возникли в 2008 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, к данным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требования по обязательным платежам в
бюджет включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.

В силу п. 2 ст. 137 Закона о банкротстве в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Пунктом 1 ст. 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Данные ограничения относятся и к требованиям об уплате обязательных платежей, поэтому налоговые органы не имеют право требовать исполнения должником обязанностей перед бюджетами иначе, чем в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Требования налогового органа об уплате сумм задолженности по обязательным платежам и пени могут быть погашены только в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей при определении размера требований по обязательным платежам учитывается
задолженность (недоимка), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди. Суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве).

В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) вне очереди покрываются текущие платежи должника.

Понятие “текущих платежей“ раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 г. N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“. Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.

Таким образом, текущие платежи - обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 подлежит применению с учетом специальных норм, устанавливающих последствия введения конкурсного
производства - данный вывод усматривается как из ст. 126 Закона о банкротстве, так и из п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25, в котором указано, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; при этом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнение решений налоговых органов прекращается в силу положений, установленных абз. 6, 9, 10 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

В п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Об этом же говорит п. 13 Постановления Пленума ВАС
РФ от 22.06.2006 г. N 25.

Поскольку в рассматриваемом случае конкурсное производство в отношении заявителя открыто с 29.10.2007 г., принятие налоговым органом решения от 17.12.2008 г. N 1970 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках задолженности по ЕСН за 3 квартал 2008 г. по срокам уплаты на 15.08.2008 г., 15.09.2008 г., 15.10.2008 г. в сумме 14.324.415 руб., возникшей в 3 квартале 2008 г., то есть после открытия конкурсного производства, противоречит положениям Закона о банкротстве.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 21.01.2009 г. N 41 подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области от 17.12.2008 г. N 1970 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, как не соответствующее Федеральному закону РФ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить Открытому акционерному обществу “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 21.01.2009 г. N 41.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Д.А.ФИЛАТОВ