Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.12.2009 по делу N А29-2037/2009 Расходы, связанные с предоставлением льгот или преимуществ по провозной плате за перевозку пассажиров, возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 г. по делу N А29-2037/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю.

при участии представителя от Министерства финансов Республики Коми:

Рочева Г.И., доверенность от 20.03.2009 N 10-02/22,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы

Министерства финансов Республики Коми и Управления Федерального казначейства по Республике Коми

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009,

принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Губиной Л.В., Самуйловым С.В.,

по делу N А29-2037/2009

по иску индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Министерству финансов Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми

о взыскании убытков

и

установил:

индивидуальный предприниматель Тарасов Николай Дмитриевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный
суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми (далее - Минфин Республики Коми), Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Республике Коми (далее - Казначейство) о взыскании 453 964 рублей убытков, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам.

Определением от 02.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство).

Решением суда от 06.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 19.10.2009 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.

Минфин Республики Коми и Казначейство не согласились с принятым постановлением и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

По мнению Минфина Республики Коми, апелляционный суд необоснованно удовлетворил иск, поскольку Предприниматель не представил доказательств, подтверждающих сумму понесенных затрат (убытков) по перевозке пассажиров-льготников за период с августа по декабрь 2007 года на условиях, предусмотренных договором. Кроме того, Предприниматель ранее уже обращался в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании указанной суммы. Решением суда от 22.12.2008 по делу N А29-6243/2008 в удовлетворении заявленного требования отказано. Исковые требования Предпринимателя по настоящему делу основаны на тех же доказательствах, которые положены в обоснование искового заявления по делу N А29-6243/2008.

Ссылаясь на статьи 16, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Казначейство полагает, что требования Предпринимателя о размере подлежащих взысканию убытков не подтверждены надлежащими доказательствами, принятие арбитражным судом решения о взыскании с Российской Федерации, не привлеченной к участию в деле, является безусловным основанием для отмены принятого судебного акта в силу пункта 4 части
4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Минфина Республики Коми в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Предприниматель, Казначейство, Агентство заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Предприниматель в отзыве возразил против доводов жалоб, Агентство в отзыве поддержало доводы жалоб.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.12.2009.

Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Предприниматель, Правительство Республики Коми и администрация муниципального образования муниципальный район “Корткеросский“ (далее - Администрация) заключили трехсторонний договор от 08.02.2007 о совместной деятельности, направленной на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки на территории Республики Коми.

В соответствии с указанным договором истец осуществлял перевозку граждан по социальным проездным билетам, в результате чего у него в сентябре - декабре 2007 года возникли расходы в сумме 453 964 рублей (188 451 рубль 71 копейка - при перевозке “федеральных льготников“ и 265 512 рублей 33 копейки - при перевозке “региональных льготников“).

В связи с невозмещением расходов истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 15, пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что истец не представил доказательств, подтверждающих сумму затрат, понесенных за период с сентября по декабрь 2007
года при перевозке пассажиров-льготников.

Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался также статьями 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 “Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации“, приложением N 21 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“, постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 N 336 “Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми“, постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 N 347 “О мерах по реализации закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год“, пунктами 16, 17 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование. Апелляционный суд признал доказанным факт наличия у истца убытков и их
размер.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем Закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Согласно статьям 44 и 63 Закона N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, которыми предусмотрено предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Приложением N 21 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ распределены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, в том числе бюджету Республики Коми на эти цели выделено 22 919 900 рублей.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 N 336 “Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми“ для некоторых категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета (в частности, инвалидов, включая инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), а также имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (в частности, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, работавших в тылу), предоставлено право на проезд по социальным проездным билетам.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 N 347 “О мерах по реализации закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год“ утверждены Правила
финансирования в 2007 году из республиканского бюджета Республики Коми расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на пассажирском железнодорожном транспорте, на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси), на пассажирском внутреннем водном транспорте для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки (далее - Правила).

Согласно Правилам (разделу II пункта 1) финансирование указанных расходов производится Министерством финансов Республики Коми Агентству Республики Коми по социальному развитию на основании договоров о совместной деятельности, заключенных между Правительством Республики Коми, органами местного самоуправления и автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров в соответствии с поквартальной разбивкой, предусмотренной сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на 2007 год, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, но не выше суммы фактически произведенных автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на автомобильном транспорте (кроме такси), расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, согласно постановлению Правительства Республики Коми от 29.12.2006 N 336 “Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми“.

В пункте 2 данного раздела Правил предусмотрено, что перечисление средств на финансирование указанных расходов производится с лицевого счета Агентства Республики Коми по социальному развитию, открытого в Министерстве финансов Республики Коми, на счета перевозчиков на основании заявок на оплату расходов и расчетов суммы возмещения указанных выше расходов перевозчика.

Расчеты суммы возмещения расходов перевозчика предоставляются по формам, установленным названными договорами, и удостоверяются Агентством Республики Коми по социальному развитию по согласованию с Министерством финансов
Республики Коми.

Агентство ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Республики Коми сводную справку о фактических расходах, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам, в разрезе перевозчиков и видов перевозок (пункт 3 Правил).

Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что в соответствии с Правилами Правительство Республики Коми, Администрация и Предприниматель 08.02.2007 заключили договор о совместной деятельности, которым стороны согласовали возмещение истцу его расходов, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам.

Исследовав и оценив имеющиеся в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что в сентябре - декабре 2007 года Предприниматель перевозил граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми.

Согласно расчетам, согласованным с соответствующими органами, сумма расходов, подлежащих возмещению истцу, составила 453 964 рубля 04 копейки, из них 188 451 рубль 71 копейка - расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета; 265 512 рублей 33 копейки - в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет бюджета Республики Коми.

Доказательств, свидетельствующих о несоответствии данных, указанных в расчетах, ответчики и третье лицо не представили.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского
оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статьям 16 и 1069 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В таком порядке подлежат возмещению убытки, возникшие у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию такому лицу не полученной им от потребителей платы, но не исполняет эту обязанность по компенсации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 17 постановления от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, следует учитывать, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в связи с чем такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую
компенсацию организациям неполученной платы, и если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В пункте 19 названного постановления Пленума разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Апелляционный суд установил, что расходы истца связаны с перевозкой по социальным проездным билетам граждан, имеющих право на меры социальной поддержки как за счет средств бюджета Республики Коми, так и за счет средств бюджета Российской Федерации, которые не были компенсированы.

Доказательств выделения из бюджета Российской Федерации бюджету Республики Коми субвенций на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета, в дело не представлено.

С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод, что недополученный Предпринимателем доход в сумме 453 964 рублей является убытком и подлежит возмещению за счет средств республиканского бюджета в сумме 265 512 рублей 33 копеек, за счет средств бюджета Российской Федерации в сумме 188 451 рубль 71 копейка.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.

Ссылка Казначейства на то, что апелляционный суд вынес постановление без учета требований, предусматривающих взыскание убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности, непосредственно с публично-правового образования, не привлеченного к участию в деле, не может быть принята во внимание.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации. При этом на основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.

Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах Минфина Республики Коми и Казначейства, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.

Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин Республики Коми и Казначейство освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу N А29-2037/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Республики Коми и Управления Федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

М.Ю.ЕВТЕЕВА