Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2009 по делу N А39-1483/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано правомерно, так как факт оформления паспорта сделки с нарушением установленного законом срока подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. по делу N А39-1483/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.

в отсутствие представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества “Лента“

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.05.2009,

принятое судьей Артамоновой Л.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009,

принятое судьями Рубис Е.А., Смирновой И.А., Захаровой Т.А.,

по делу N А39-1483/2009

по заявлению открытого акционерного общества “Лента“

о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в Республике Мордовия



и

установил:

открытое акционерное общество “Лента“ (далее - Общество, ОАО “Лента“) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее - административный орган, Управление) от 27.03.2009 N 89-09/20П о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленное требование.

Заявитель, не оспаривая факта совершения вменяемого ему в вину правонарушения, считает, что суды не применили статью 4.1 КоАП. Судебные акты вынесены без учета характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения Общества, обстоятельств, смягчающих административную ответственность. По мнению Общества, сумма назначенного административным органом штрафа несоразмерна тяжести совершенного правонарушения.

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить судебные акты без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Могилевхимволокно“ (Республика Беларусь, Продавец) и ОАО “Лента“ (Россия, Покупатель) заключили контракт от 05.12.2007 N 112-07-54-2894-643 на поставку продукции на сумму и на условиях, оговоренных в Приложениях к настоящему контракту. Валюта контракта - рубль Российской Федерации. Срок действия контракта - по 31.03.2011.

По данному контракту в Мордовском отделении N 8589 Сбербанка России Общество оформило паспорт сделки (ПС) от 11.01.2008 N 08010004/1481/0853/2/0 на сумму 18 000 000 рублей, с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31.03.2011.

04.05.2008 паспорт сделки переоформлен: изменена дата завершения исполнения обязательств по контракту с 31.03.2011 на 31.12.2010.

В рамках исполнения обязательств по контракту Обществу поступил товар: нить полиэфирная для технических тканей в количестве 160,680 килограмма на сумму 11568 рублей 96 копеек по товарно-транспортной накладной от 11.09.2008 N 0062448 (счет-фактура от 11.09.2009 N 18702). Товар ввезен на территорию Российской Федерации - 12.09.2008, что подтверждается штампом Смоленской таможни в международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 0042309.

Управление провело проверку соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составило акт от 12.03.2009.



В ходе проверки установлено, что справку о подтверждающих документах на сумму 11568 рублей 96 копеек ОАО “Лента“ оформило и представило в Мордовское отделение N 8589 Сбербанка России вместе с подтверждающими документами - 24.02.2009, а следовало представить в срок до 15.11.2008.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП, Управление составило протокол об административном правонарушении от 12.03.2009, в котором указало, что Общество несвоевременно представило справку о подтверждающих документах.

На основании материалов проверки руководитель Управления вынес постановление от 27.03.2009 N 89-09/20П о привлечении ОАО “Лента“ к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 4.1, частью 6 статьи 15.25 КоАП, Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“, пунктами 2.1, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соразмерности назначенного наказания.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 15.25 КоАП).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Им же устанавливаются и единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления (статьи 5, 23 Закона).

В пункте 2 статьи 5 Закона установлено, что Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (пункт 4 статьи 5 Закона).

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“, установлено, что справка о подтверждающих документах относится к формам учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Пунктами 2.2 и 2.4 названного положения предусмотрено, что подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 45 календарных дней, после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Как установлено судами, по рассматриваемому контракту ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации был осуществлен 12.09.2008, поэтому подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах должны быть представлены ОАО “Лента“ в уполномоченный банк ПС в срок до 15.11.2008. Фактически подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах по паспорту сделки N 08010004/1481/0853/2/0 на сумму 11 568 рублей 96 копеек Общество представило 24.02.2009 (в период проведения Управлением проверки), то есть с нарушением установленного срока. Указанные обстоятельства, а также вина Общества в совершении правонарушения материалами дела доказаны и Обществом не отрицаются.

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП.

Согласно статье 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции.

В пунктах 1, 3 статьи 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП установлена санкция за совершение описанного в ней правонарушения в виде штрафа для юридических лиц от 40 000 рублей (минимальный предел).

Суды установили, что Управление при определении меры взыскания ОАО “Лента“ учел смягчающие обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, назначив административное наказание в минимально допустимом санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП размере - 40 000 рублей.

В связи с этим отклоняются доводы заявителя о том, что при назначении наказания не было учтено тяжелое финансовое положение Общества, а сумма назначенного штрафа несоразмерна тяжести содеянного.

При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.05.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А39-1483/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Лента“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Т.В.ШУТИКОВА