Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2009 по делу N А28-3725/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, отказано правомерно, так как правовые основания для отказа в регистрации данных изменений отсутствуют, а проведение проверки достоверности сведений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в полномочия регистрирующего органа не входит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2009 г. по делу N А28-3725/2009

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Радченковой Н.Ш.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.05.2009,

принятое судьей Агалаковой Н.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу N А28-3725/2009А28-3725/2009

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края

о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

и

установил:

Инспекция
Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС по г. Новороссийску) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ИФНС по г. Кирову) от 25.05.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “Элтис“ (далее - ООО “Элтис“, Общество), и обязании внести соответствующую запись в отношении записей с государственным регистрационным номером 2074345222686.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Не согласившись с выводами судов, ИФНС по г. Новороссийску обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.

По мнению заявителя, судебные акты подлежат отмене, как принятые при неполном выяснении обстоятельств дела.

Ссылаясь на статью 1, пункт 1 статьи 5, пункты 2, 3 статьи 8, статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), статью 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, статью 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем“ заявитель считает, что регистрация внесения изменений в учредительные документы юридического лица может быть признана действительной при условии, что она осуществлена на основании полного пакета документов, содержащего достоверную информацию
о регистрируемых изменениях.

ИФНС по г. Кирову представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением единственного участника ООО “Элтис“ Ившиной Е.Г. от 16.05.2007 N 4 изменен юридический адрес Общества: 353900, город Новороссийск, улица Мира, дом 3, корпус 1.

Общество 18.05.2007 обратилось в ИФНС России по г. Кирову с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, в отношении сведений об адресе места нахождения юридического лица.

25.05.2008 ИФНС по г. Кирову приняла решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесла в ЕГРЮЛ запись под государственным регистрационным номером 2074345222686.

При постановке на налоговый учет ООО “Элтис“ ИФНС по г. Новороссийску установила нахождение по новому юридическому адресу Общества нескольких организаций, в связи с чем 09.09.2008 провела обследование места нахождения и осуществления финансово-хозяйственной деятельности ООО “Элтис“.

В ходе обследования выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: 353900, город Новороссийск, улица Мира, дом 3, корпус 1, находится в собственности ООО “Доломит“ и передан в аренду ООО “НовАвто“ по договору от 28.02.2008. Деятельность ООО “Элтис“ по указанному адресу не установлена.

По результатам обследования составлен акт от 09.09.2008 N 20-849.

Полагая, что решение ИФНС по г. Кирову от 25.05.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Элтис“ в связи с изменением места нахождения юридического
лица, вынесено с нарушением требований закона, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 1, 17, 18, 23 Закона о регистрации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что изменения в учредительных документах Общества относительно адреса его места нахождения зарегистрированы на основании документов, представленных Обществом в соответствии с требованиями Закона о регистрации.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -
это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации).

На основании пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений.

Представление каких-либо иных документов, в том числе подтверждающих сведения об
адресе юридического лица, данной нормой не предусмотрено.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о регистрации (пункт 4 статьи 9 Закона о регистрации).

Согласно подпунктам “а“, “б“ и “в“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона о регистрации.

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений Законом о регистрации не предусмотрено.

Как установили суды и подтверждается материалами дела, поданное Обществом заявление от 18.05.2007 по форме Р 13001 подписано директором Общества Ившиной Е.Г. В разделе “Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица“ указан адрес: 353900, Краснодарский край, город Новороссийск, улица Мира, дом 3, корпус 1. В разделе 6 заявления содержится подпись Ившиной Е.Г., подтверждающая соответствие вносимых изменений требованиям законодательства Российской Федерации и достоверность предоставленных сведений.

Для государственной регистрации изменений Ившина Е.Г. представила в регистрирующий орган надлежащим образом оформленное и подписанное заявление по установленной форме и необходимые для регистрации изменений документы. Доказательств того, что на момент подписания заявления и представления его в регистрирующий орган Ившина Е.Г. не являлась руководителем Общества и не могла выступать заявителем при данном виде регистрации, в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемой ситуации у ИФНС по г. Кирову не имелось предусмотренных статьей 23 Закона о регистрации оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Суды правомерно отклонили доводы заявителя
жалобы о том, что недостоверность информации в документах, представленных для государственной регистрации, является основанием для признания государственной регистрации недействительной.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и незаконным решения о государственной регистрации данных изменений в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

Таким образом, с учетом того, что налоговые органы при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не наделены полномочиями по проверке достоверности представленных заявителями сведений, суды правомерно отказали ИФНС по г. Новороссийску в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской
Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.05.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу N А28-3725/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА