Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2009 по делу N А31-1415/2009 Дело о признании незаконным постановления администрации муниципального образования о выдаче разрешения на предоставление земельного участка лесного фонда под строительство жилого дома направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, так как данный спор, как возникший из публичных правоотношений двух юридических лиц в сфере осуществления землепользования, и связанный с их экономической деятельностью, подведомственен арбитражному суду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. по делу N А31-1415/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2009.

Полный текст изготовлен 29.09.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Павлова В.Ю.,

судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

Департамента лесного хозяйства Костромской области

на определение Арбитражного суда Костромской области от 24.04.2009,

принятое судьей Денисенко Л.Ю.,

по делу N А31-1415/2009

по заявлению Департамента лесного хозяйства Костромской области

о признании незаконным постановления администрации города Костромы от 14.05.2004 N 1349,

заинтересованные лица - администрация города Костромы, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О.

и

установил:

Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) обратился в
Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Костромы от 14.05.2004 N 1349 (в редакции постановления от 12.01.2005 N 8).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Костромы (далее - Администрация), Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О.

Заявленные требования основаны на статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации и статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемым постановлением Администрация выдала разрешительный документ на предоставление земельного участка лесного фонда под строительство жилого дома, в связи с чем нарушила порядок предоставления земельных участков, поскольку не имела права распоряжаться земельными участками лесного фонда.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 24.04.2009 производство по делу прекращено. Суд руководствовался пунктами 2 и 4 статьи 27, статьями 29 и 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из неподведомственности данного спора арбитражному суду, так как рассмотрение споров с участием заинтересованных лиц (ответчиков) - физических лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Кроме того, суд установил, что спор не носит экономического характера и связан с разрешением на строительство жилого дома и принадлежности придомового участка, то есть затрагивает имущественные права и интересы физических лиц.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение как незаконное и необоснованное.

По мнению заявителя, оспариваемое постановление Администрации нарушает право Департамента на использование земельного участка. Департамент не предъявляет требований к физическим лицам, которых суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Заявитель оспаривает исключительно законность ненормативного правового акта Администрации, в связи с чем суд неправомерно применил пункт 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и прекратил производство по делу.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы заявителя и просила оставить оспариваемый судебный акт без изменения.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность определения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу данных норм, определяющими критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав и предмет спора, а также экономический характер требования.

В данном случае спор возник из публичных правоотношений двух юридических лиц, в сфере осуществления землепользования, то есть, связан с их экономической деятельностью.

Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Администрации по распоряжению земельным участком, следовательно, данный спор по предмету и субъектному составу подведомственен арбитражному суду.

С учетом изложенного вывод суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду является ошибочным.

При названных обстоятельствах оспариваемое решение суда в соответствии с пунктом 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а дело - направлению для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Костромской области.

При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить заявителю уточнить статус физических лиц, привлеченных к участию в
деле, рассмотреть спор по существу и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 3), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Костромской области от 24.04.2009 А31-1415/2009 отменить.

Дело направить в Арбитражный суд Костромской области для рассмотрения по существу.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Ю.ПАВЛОВ

Судьи

Г.С.АПРЯТКИНА

С.В.БАБАЕВ