Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2009 по делу N А39-1161/2006 Непроданное предприятие, как социально значимый объект, подлежит передаче в собственность муниципалитета на возмездной основе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. по делу N А39-1161/2006

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Ногтевой В.А.,

судей Терешиной Н.М., Чигракова А.И.

при участии представителей

от третьих лиц: Козыревой Н.Е. по доверенности от 20.01.2009,

Асаниной Л.Б. по доверенности от 12.09.2008

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

ФНС России в лице Управления по Республике Мордовия

на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2009,

принятое судьей Горностаевой Т.М., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009,

принятое судьями Рубис Е.А., Захаровой Т.А., Смирновой И.А.,

по делу N А39-1161/2006

по заявлению администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия

о понуждении конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия “Торбеевоэлектротеплосеть“ передать в муниципальную собственность социально значимые объекты

и

установил:

администрация
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о понуждении конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия “Торбеевоэлектротеплосеть“ Ф.И.О. передать в муниципальную собственность Торбеевского городского поселения социально значимые объекты.

Руководствуясь статьей 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве), суд определением от 05.05.2009 удовлетворил заявление: обязал конкурсного управляющего МУП “Торбеевоэлектротеплосеть“ передать в муниципальную собственность по акту приема-передачи котельные и теплотрассы, расположенные в третьем микрорайоне и по улицам Энергетиков, Мичурина, Сельхозтехника в поселке Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, а также оборудование котельных.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.06.2009 оставил определение от 05.05.2009 без изменения.

ФНС России в лице Управления по Республике Мордовия (далее - Управление, налоговый орган, уполномоченный орган) обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит внести изменения в определение от 05.05.2009 и постановление от 30.06.2009 и определить компенсацию за передаваемое в муниципальную собственность имущество предприятия-должника с учетом его рыночной стоимости в размере 12 831 000 рублей.

По мнению заявителя жалобы, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением статьи 20 Федерального закона от 24.06.1999 N 122-ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса“, пунктов 4 и 5 статьи 132 Закона о банкротстве и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П.

Управление полагает, что социально значимые объекты предприятия-должника могут быть переданы в муниципальную собственность при условии выплаты предварительного и равноценного возмещения, определенного на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости имущества. Как считает налоговый орган, данное правило подлежит применению и в том случае, если
имущество должника не было продано по конкурсу.

Законность определения Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А39-1161/2006 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 21.08.2006 признал МУП “Торбеевоэлектротеплосеть“ несостоятельным и открыл в отношении его имущества конкурсное производство; утвердил конкурсным управляющим Боженко С.В.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий провел оценку имущества должника, размер которого составил 12 831 000 рублей, и провел мероприятия по его реализации. Торги в форме конкурса по продаже имущества должника проводились пять раз, однако из-за отсутствия заявок на участие в торгах признавались несостоявшимися. Собрание кредиторов 16.02.2009 приняло решение о том, что непроданное предприятие, как социально значимый объект, подлежит передаче в собственность муниципалитета на возмездной основе. Размер компенсации определен с учетом рыночной стоимости имущества.

Предметом заявления Администрации явилось требование о передаче в муниципалитет социально значимых объектов предприятия-должника (котельных и теплотрассы).

В соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 Закона.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению
органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу (пункт 4).

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 названной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5).

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 названной статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (пункт 6).

Установив, что объекты социального назначения не были проданы должником в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, суды двух инстанций правомерно удовлетворили требование Администрации и обязали конкурсного управляющего МУП “Торбеевоэлектротеплосеть“ передать муниципалитету данное имущество.

Довод заявителя жалобы о возмездном характере такой сделки со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П несостоятелен. Данным постановлением признаны неконституционными положения пункта 4 статьи 104 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, предусматривающие безвозмездную передачу социально значимых объектов предприятия-должника в муниципальную собственность. Однако в статье 132 Закона о банкротстве предусмотрен порядок передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, отличный от установленного ранее в Законе о банкротстве 1998 года. Согласно ныне действующим правилам социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования без каких-либо дополнительных условий лишь после того, как эти объекты выставлялись на торги в форме конкурса и не были проданы. Данные положения статьи 132 Закона о банкротстве свидетельствуют о соблюдении справедливого баланса между публичными и частными интересами и не признавались
в установленном порядке неконституционными.

Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А39-1161/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу ФНС России в лице Управления по Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.НОГТЕВА

Судьи

Н.М.ТЕРЕШИНА

А.И.ЧИГРАКОВ