Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2009 по делу N А79-9279/2008 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика удовлетворено, так как после принятия налогоплательщиком решения о добровольной ликвидации юридического лица, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию с налогоплательщика налогов и сборов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. по делу N А79-9279/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.

при участии представителей

от заинтересованного лица: Гранатского Н.С., доверенность от 11.01.2009

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя: общества с ограниченной ответственностью “Березка“ на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.09.2009, принятое судьей Баландаевой О.Н.

и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009,

принятое судьями Кирилловой М.Н., Рубис Е.А., Белышковой М.Б.

по делу N А79-9279/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Березка“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике о признании недействительным решения

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Березка“ (далее
- ООО “Березка“, общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 19.11.2008 N 1855 о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества организации.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, заявителю в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО “Березка“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа. По мнению общества, суды нарушили статью 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней и штрафов).

Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на законность оспариваемых судебных актов.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.08.2009.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 276 и 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей общества 09.06.2008 принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, 19.06.2008 по уведомлению общества указанные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

08.10.2008 в реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Инспекцией в адрес общества направлено требование по состоянию на 08.10.2008 об уплате
налога на прибыль, единого социального налога, налога на добавленную стоимость в сумме 1378248 рублей 72 копейки, пени и штрафа, всего в сумме 3775390 рублей 92 копейки. В связи с неисполнением требования в установленный срок Инспекцией принято решение от 19.11.2008 N 1855 о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика.

Считая указанное решение налогового органа незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался статьями 45, 46, 47, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 47 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ и исходил из правомерности бесспорного взыскания обязательных платежей в бюджет.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса.

Вместе с тем статьей 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 62
Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения
требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Как установлено судами, о начале процедуры добровольной ликвидации Инспекция уведомлена Обществом 19.06.2008.

08.10.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией внесена запись о составлении промежуточного баланса.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Инспекции о принудительном взыскании задолженности по налогам (пени и штрафам) в бесспорном порядке, принятое после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации.

Выводы судов о правомерности принудительного взыскания обязательных платежей в бюджет в бесспорном порядке противоречат статье 49 Кодекса, согласно которой при ликвидации организации обязанность по
уплате налогов и сборов исполняется ликвидационной комиссией ликвидируемой организации.

С учетом изложенного требование общества о признании недействительным оспариваемого решения инспекции подлежит удовлетворению.

На основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.02.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А79-9279/2008 отменить, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Березка“ - удовлетворить.

Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике о взыскании налогов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика от 19.11.2008 N 1855.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Березка“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

Справку на возврат выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

О.П.МАСЛОВА