Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2009 по делу N А31-873/2009-8 В удовлетворении ходатайства о передаче по подсудности дела о взыскании суммы компенсации, выплаченной военнослужащему на приобретение жилого помещения, уволенному в запас отказано правомерно, так как истцом не были нарушены правила территориальной подсудности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по делу N А31-873/2009-8

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Ногтевой В.А., Синякиной Т.В.

при участии представителей

от истца: Шаталовой Н.Н. (доверенность от 09.02.2009 N 50-616/09),

Матвеевой Ю.А. (доверенность от 09.02.2009 N 50-617/09)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009,

принятое судьями Самуйловым С.В., Тетерваком А.В., Губиной Л.В.,

по делу N А31-873/2009-8

по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области

о взыскании
компенсации

и

установил:

муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы (далее - МО ГО г. Кострома, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании суммы компенсации, выплаченной на приобретение жилого помещения военнослужащему, уволенному в запас.

Определением Арбитражного суда Костромской области исковое заявление Администрации 18.02.2009 принято к производству. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Арбитражный суд Костромской области 17.03.2009 принял определение о замене ответчика по делу на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании 15.05.2009 представитель ответчика заявил ходатайство о передаче дела по подсудности.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2009 дело N АЗ1-873/2009 по иску МО ГО г.Кострома к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в порядке компенсации за счет средств федерального бюджета 1 785 235 рублей 50 копеек передано на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Суд исходил из того, что в нарушение арбитражного процессуального законодательства иск подан не по месту нахождения ответчика (г. Москва, ул. Ильинка, 9), а по месту нахождения его представителя - Управления Федерального казначейства по Костромской области.

Постановлением от 15.06.2009 Второй арбитражный апелляционный суд отменил определение суда Костромской области от 15.05.2009; в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности отказал. Суд, сделав вывод о том, что истцом не нарушены правила территориальной подсудности, направил дело в Арбитражный суд Костромской области для дальнейшего рассмотрения по существу.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по
Костромской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что в нарушение требований статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск был предъявлен и принят Арбитражным судом Костромской области по месту нахождения представителя ответчика, а не по месту нахождения Министерства финансов Российской Федерации.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя, считают постановление апелляционного суда законным и обоснованным.

Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основании статьи 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (часть 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из статей 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

От имени Российской Федерации
своими действиями могут осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 этого Положения Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального казначейства.

Пунктом 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ образовано Федеральное казначейство, которому переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 утверждено “Положение о Федеральном казначействе“, в соответствии с которым Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 2, 4 Положения).

В силу статьи 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Исходя из особенностей статуса ответчика, являющегося публично-правовым образованием и охватывающим всю территорию Российской Федерации, задач и структуры Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, указанных в названных нормативных актах, требования о взыскании денежных средств за счет
казны Российской Федерации, предъявленные Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, могут быть заявлены истцом в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства.

Ко взысканию с Российской Федерации предъявлена сумма убытков, понесенная муниципальным образованием на территории Костромской области, поэтому апелляционный суд правомерно посчитал, что правила территориальной подсудности истцом не нарушены.

Кроме того, вопрос о представительстве в судах по подобным искам урегулирован совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 25.08.2006 N 114н/9н “О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации“. Из этого приказа следует, что интересы Министерства финансов Российской Федерации в судебных органах поручено представлять руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации.

Доверенностью от 30.12.2008 N 01-06-08/229 руководитель Управления Федерального казначейства по Костромской области уполномочен представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, совершать действия, оговоренные в доверенности, от имени Министерства финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в соответствии со статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Костромской области.

С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной
пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А31-873/2009-8 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

В.А.НОГТЕВА

Т.В.СИНЯКИНА