Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.03.2009 по делу N А38-1662/2008-12-63 Дело о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса прекращено, так как оспариваемое представление носит информационный характер и не содержит конкретных властно-распорядительных предписаний или запретов, подлежащих исполнению заявителем.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А38-1662/2008-12-63

(дата изготовления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 24.03.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл и государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008,

принятое судьей Вопиловским Ю.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008,

принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,

по делу N А38-1662/2008-12-63

по заявлению государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл

о признании недействительным представления

и

установил:

государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд социального страхования, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление) о признании недействительным представления от 22.05.2008 N 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Решением от 17.10.2008 заявленное требование удовлетворено частично: представление Территориального управления признано недействительным относительно выводов о нецелевом расходовании денежных средств в сумме 2 401 999 рублей 94 копеек. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Постановлением апелляционного суда от 25.12.2008 данное решение оставлено без изменения.

Территориальное управление и Фонд социального страхования не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

Территориальное управление оспаривает законность решения суда первой инстанции в части признания недействительным представления от 22.05.2008 N 25 относительно выводов о нецелевом расходовании Фондом средств социального страхования в общей сумме 2 401 999 рублей 94 копейки. На его взгляд, средства социального страхования в сумме 1 704 660 рублей 94 копеек израсходованы вопреки их целевому назначению, поскольку при приобретении на торгах путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря Фонд неправомерно оплатил расходы на питание сотрудников детских оздоровительных лагерей, включенные в стоимость путевки по инициативе победителя торгов; суд не рассмотрел вопрос об уполномоченном органе, который вправе устанавливать среднюю стоимость путевки, а вывод суда о недоказанности фактов завышения средней стоимости приобретенных путевок в загородные стационарные детские
оздоровительные лагеря не соответствует фактическим обстоятельствам, следовательно, средства социального страхования в сумме 697 339 рублей израсходованы не по целевому назначению.

Фонд считает, что суды обеих инстанций неправомерно отказали в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого представления в части выводов о нецелевом использовании средств социального страхования в сумме 89 197 рублей 50 копеек. По его мнению, страховщик правомерно приобрел для ООО “Объединение “Родина“ и ЗАО “Марийское“ путевки в загородные оздоровительные детские лагеря, ибо финансовое состояние названных организаций не позволяло им самостоятельно оплатить стоимость путевок; представление Территориального управления, вынесенное как окончательный документ по итогам проверки, является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы Фонда в сфере экономической деятельности.

Подробно позиции заявителей приведены в жалобах.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Территориальное управление провело проверку финансово-хозяйственной деятельности Фонда за 2007 год, результаты которой оформило актом от 08.05.2008, и выявило финансовые нарушения, выразившиеся в излишнем расходовании средств обязательного социального страхования на общую сумму 2 492 197 рублей 44 копейки, в том числе:

- 89 197 рублей 50 копеек - в результате оплаты полной стоимости путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, приобретенных для ООО “Объединение “Родина“ и ЗАО “Марийское“, финансовое положение которых позволяло им самостоятельно оплатить стоимость путевок;

- 697 339 рублей - по причине оплаты путевок
в детские загородные оздоровительные лагеря с превышением их средней стоимости, установленной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 20.04.2007 N 193-р;

- 1 704 660 рублей 94 копеек - в результате приобретения на торгах путевок в детские загородные оздоровительные лагеря с включением в их стоимость не предусмотренных законодательством расходов на питание сотрудников детских оздоровительных лагерей.

По итогам проверки руководитель Территориального управления вынес представление от 22.05.2008 N 25, которое Фонд социального страхования обжаловал в арбитражный суд.

Оценив по правилам статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их взаимосвязи и в совокупности и приняв во внимание тот факт, что в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации Территориальное управление не имеет возможности применить к Фонду иные меры финансового принуждения, кроме вынесения представления, суд первой инстанции счел необходимым рассмотреть спор по существу выявленных проверкой нарушений и расценил оспариваемое представление в качестве ненормативного правового акта; не усмотрел в действиях Фонда социального страхования нецелевого расходования средств социального страхования в сумме 2 401 999 рублей 94 копеек, в связи с чем признал представление в этой части недействительным. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.

Апелляционный суд, рассмотревший апелляционную жалобу Фонда, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.

Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт - это акт, носящий индивидуально-разовый характер, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение), территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием в том числе средств государственных внебюджетных фондов.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств государственных внебюджетных фондов; направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (подпункты 5.14.1 и 5.14.7 Положения).

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что по итогам проверки Территориальное управление вынесло в адрес Фонда социального страхования представление от 22.05.2008 N 25, в котором констатировало выявленные нарушения и предложило принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем, а также информировать о результатах рассмотрения представления.

Оспариваемое представление не содержит никаких властно-распорядительных предписаний или запретов и носит лишь информационный характер, то есть по своей сути не является ненормативным правовым актом.

Вывод суда первой инстанции о том, что представление содержит запрет
на выделение ООО “Объединение “Родина“ и ЗАО “Марийское“ путевок за счет средств обязательного социального страхования, возмещение исполнителям в составе стоимости приобретаемых путевок расходов на питание сотрудников лагерей и расходов на путевки детям сотрудников лагерей, применение средней стоимости путевки, установленной протоколом от 04.10.2007 N 7/4 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл и Координационной комиссии по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи при Правительстве Республики Марий Эл, опровергается содержанием названного представления.

Целесообразность рассмотрения спора по существу выявленных проверкой нарушений (независимо от причин) не может быть использована в качестве критерия, позволяющего расценить представление Территориального управления, не содержащее властно-распорядительных предписаний или запретов, как ненормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 6 части 1), 288 (частью 3), 289 и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А38-1662/2008-12-63 отменить.

Производство по делу прекратить.

Возвратить государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.02.2009 N 1305. Справку на возврат выдать.

Арбитражному суду Республики Марий Эл произвести поворот принятого решения в части возврата государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
по Республике Марий Эл государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, а также с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

О.П.МАСЛОВА