Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2009 по делу N А29-3137/2008 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения Фонда социального страхования РФ в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, отказано правомерно, так как при определении размеров гарантированных государством пособий и при их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные Ф.И.О.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2009 г. по делу N А29-3137/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Остапчук О.А. (доверенность от 04.08.2008 N 97)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2008 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008

по делу N А29-3137/2008,

принятые судьями Шипиловой Э.В.,

Черных Л.И., Лысовой Т.В., Хоровой Т.В.,

по заявлению Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей

о признании частично недействительным решения от 02.04.2008 N 77

государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации по Республике Коми

и

установил:

Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 02.04.2008 N 77 в части непринятия к зачету расходов в сумме 14 631 рубля 24 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального права.

Ссылаясь на статью 72 Конституции Российской Федерации, статьи 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 1, часть 1 статьи 4, статьи 10, 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884), заявитель жалобы считает, что для определения размера пособий работникам Управления, проживающим в городе Усинске, необходимо применять установленный Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 “Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми“ районный коэффициент в размере 1,5, поскольку пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ Советам Министров Республик, входящих в состав РСФСР, предоставлено
право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов; постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера“ (далее - постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18) для Коми АССР был установлен районный коэффициент в размере от 1,2 до 1,5.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Управления, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.01.2009.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел документальную выездную проверку Управления, являющегося органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и финансируемого за счет средств бюджета Республики Коми, по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, результаты которой оформлены актом от 21.02.2008 N 57с/с.

В ходе проверки, в частности, установлено, что Управление исчислило размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с применением районного коэффициента 1,5, тогда как Фонд посчитал, что следовало учитывать районный коэффициент 1,3.

По результатам проверки заместитель управляющего Фонда вынес решение от 02.04.2008 N 77 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в частности в сумме 14 631 рубля 24 копеек.

Управление не согласилось с решением Фонда в данной части и обжаловало его в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ имеет дату 19.05.1995, а не 19.05.1999.

Руководствуясь статьями 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 2 статьи 6, статьями 8, 11, 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, статьей 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“, статьей 4 Федерального закона от 19.05.1999 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, частью 1 статьи 4, статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, пунктом 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884), постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, Арбитражный суд Республики
Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные Ф.И.О.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.

Страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ).

Материалы дела свидетельствуют, что выявленные в ходе проверки спорные нарушения установлены в период с ноября 2006 года по ноябрь 2007 года включительно, поэтому применению подлежат положения Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год“ и Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“ (далее - Федеральный закон N 234-ФЗ).

В статье 13 Федерального закона N 234-ФЗ установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 16 125 рублей, максимальный
размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации в виде соответствующего пособия.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ “Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году“, статье 3 Федерального закона о т 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ финансирование выплаты пособий по временности нетрудоспособности осуществляется в том числе за счет средств Фонда социального страхования.

На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1) гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в
связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

В статье 10 Закона N 4520-1 (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Между тем единый районный коэффициент не установлен.

В статье 423 названного Кодекса предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Поскольку до настоящего времени вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате федеральным законом не установлен, то в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от
04.09.1995 N 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.02.1975), где находится Общество, он равен 1,3.

Ссылка заявителя жалобы на постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ (далее - Постановление N 76) и Указ Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 “Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми“ подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно пункту 13 Постановления N 76 предоставляется право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При этом затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, но за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае
выплата пособий, при исчислении которых применяется районный коэффициент, осуществляется не за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 для города Усинска установлен только один размер районного коэффициента. Следовательно, выплата перечисленных пособий с учетом повышенного коэффициента, равного 1,5, за счет средств Фонда социального страхования является неправомерной.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Управление.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу N А29-3137/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

Н.Ю.БАШЕВА