Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по делу N А78-6095/09 Предусмотренная п. 5 ст. 11 ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная ч. 3 ст. 17 указанного ФЗ, не применима.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 г. по делу N А78-6095/09

Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2009 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Г. Г. Ячменева, Е. В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2009 года по делу N А78-6095/09 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.
Чите и Читинском районе Забайкальского края к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица Ф.И.О. о взыскании штрафных санкций в размере 386 руб. 40 коп. с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю

(суд первой инстанции судья В. А. Сидоренко)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился;

третьего лица: не явился,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края (далее - учреждение, УПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании штрафных санкций в размере 386 руб. 40 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (далее - ОПФР).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона о персонифицированном учете, являются и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы. По мнению УПФР, нарушение установленного пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318, срока представления обязательных сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период является основанием для привлечения предпринимателя к названной ответственности.

Предпринимателем и ОПФР отзывы на апелляционную жалобу в суд не представлены.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, должностным лицом УПФР 18 марта 2009 года составлен акт камеральной проверки N 166, в котором зафиксировано, что предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона о персонифицированном учете сведения за 2008 год (о страховых взносах за расчетный период, о страховом номере индивидуального лицевого счета, ФИО), а также копии платежных документов, представлены не были.

По результатам рассмотрения указанного акта решением от 16 апреля 2009 года N 598 предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 386 руб. 40 коп.

В связи с неисполнением предпринимателем в добровольном порядке требования об уплате штрафа от 16.04.2009 года N 11566
учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований УПФР правильными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом о персонифицированном учете сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона о персонифицированном учете индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона о персонифицированном учете индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон о персонифицированном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона о персонифицированном учете определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в
орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:

- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

- при снятии с учета в качестве страхователя;

- при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о персонифицированном учете;

- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона о персонифицированном учете, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона о персонифицированном учете определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Закон о персонифицированном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако, как установлено судом первой инстанции, в настоящем деле названные обстоятельства учреждением не доказаны и материалами дела не подтверждены.

В апелляционной жалобе каких-либо доводов о наличии у предпринимателя наемных работников не приведено и выводы суда первой инстанции в этой части не опровергнуты. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом о персонифицированном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц,
самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона о персонифицированном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона о персонифицированном учете, неприменима.

Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2009 года N 7802/09.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2009 года по делу N А78-6095/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2009 года по делу N А78-6095/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ