Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 по делу N А19-15653/09 По делу о признании недействительным приказа органа власти и обязании восстановить нарушенные права и законные интересы заявителей.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 г. по делу N А19-15653/09

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2009 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Открытого акционерного общества “Ангарский цементно-горный комбинат“ на определение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2009 г., вынесенное по делу N А19-15653/09 по заявлению Открытого акционерного общества “Ангарский цементно-горный комбинат“ о принятии обеспечительных мер (суд первой инстанции - Г.В. Ананьина),

при участии в судебном заседании:

от
заявителей:

от ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“: не явился, извещен;

от ООО “СибТехСтрой“: не явился, извещен;

от ООО “Сибирские промышленные технологии“: не явился, извещен;

от ЗАО “Топливно-энергетическая компания“: не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

от Управления по недропользованию по Иркутской области: не явился, извещен;

от третьего лица:

от ООО “Карьер Перевал“: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество “Ангарский цементно-горный комбинат“ (далее - ОАО “Ангарскцемент“, общество, заявитель), Общество с ограниченной ответственностью “СибТехСтрой“ (далее - ООО “СибТехСтрой“), Общество с ограниченной ответственностью “Сибирские промышленные технологии“ (далее - ООО “Сибирские промышленные технологии“), Закрытое акционерное общество “Топливно-энергетическая компания“ (далее - ЗАО “Топливно-энергетическая компания“) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным приказа Территориального агентства по недропользованию по Иркутской области N 10 от 18.10.2004 г. и обязании Управления по недропользованию по Иркутской области восстановить нарушенные права и законные интересы заявителей.

30.09.2009 г. открытое акционерное общество “Ангарский цементно-горный комбинат“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета:

1) ООО “Карьер Перевал“ совершать любые действия, направленные на переоформление права пользования недрами, предоставленного на основании лицензии ИРК 02078 ТЭ с целью добычи цементных мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, установленным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в том числе путем принятия решения: - о реорганизации; - об учреждении нового юридического лица, для продолжения деятельности на предоставленном участке недр; - о передаче права пользования недрами дочернему или основному обществу; иным способом;

2) Управлению по недропользованию по Иркутской области совершать любые действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 02078
ТЭ с целью добычи цементных мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, установленным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц, а также направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона;

3) Федеральному агентству по недропользованию совершать любые действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 02078 ТЭ с целью добычи цементных мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, установленным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц, а также направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона.

Определением от 01 октября 2009 г. Арбитражный суд Иркутской области ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворил частично, а именно: запретил ООО “Карьер Перевал“ совершать любые действия, направленные на переоформление лицензии ИРК 02078 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением добыча цементных мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, запретил Управлению по недропользованию по Иркутской области совершать действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 02078 ТЭ с целью добычи цементных мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, установленным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц. В удовлетворении остальной части ходатайства о принятии обеспечительных мер отказал. В обоснование суд
указал, что требования о запрете Управлению по недропользованию по Иркутской области совершать действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам необоснованны, не связаны с предметом спора и не соразмерны ему. Кроме того, суд посчитал, что полномочный органом на выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами, внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензии в данном случае является Управление по недропользованию по Иркутской области. В связи с этим надлежит отказать в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер в части касающейся запрета Федеральному агентству по недропользованию, не являющемуся лицом, участвующим в деле, совершать определенные действия.

Не согласившись с указанным определением, ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Иркутской области о принятии обеспечительных мер в части отказа в принятии обеспечительных мер отменить, разрешить вопрос по существу и принять по делу следующие обеспечительные меры:

- запретить Управлению по недропользованию Иркутской области совершать любые действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования участком недр с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“ (Слюдянский район Иркутской области) любым третьим лицам по основаниям, установленным Законом Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона;

- запретить Федеральному агентству по недропользованию (123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6) совершать любые действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 0278 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, предусмотренным статьей 17.1 Закона
Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц, а также направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона.

Представитель Открытого акционерного общества “Ангарский цементно-горный комбинат“ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями 079173, 079180, 07919, которые вручены 05.11.2009 г.

Представитель ООО “СибТехСтрой“ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 079142, которое вручено 29.10.2009 г.

Представитель ООО “Сибирские промышленные технологии“ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 079203, которое вручено 30.10.2009 г.

Представитель ЗАО “Топливно-энергетическая компания“ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 079135, которое вручено 29.10.2009 г.

Представитель Управления по недропользованию по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 079159, которое вручено 18.10.2009 г.

Представитель третьего лица ООО “Карьер Перевал“ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 079210, которое вручено 27.10.2009 г.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Руководствуясь ч. 5 ст. 268 суд апелляционной инстанции проверяет определение в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует
из оспариваемого определения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства в части, а именно:

1) отказал в удовлетворении запретить Управлению по недропользованию Иркутской области совершать любые действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования участком недр с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“ (Слюдянский район Иркутской области) любым третьим лицам по основаниям, установленным Законом Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона.

2) отказал в удовлетворении запретить Федеральному агентству по недропользованию (123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6) совершать любые действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 0278 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, предусмотренным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц, а также направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В п. п. 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 г. N 55 “О применении арбитражными судами
обеспечительных мер“ указано, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

В связи с этим при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:

- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;

- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;

- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;

- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

В отношении отказа в удовлетворении запретить Управлению по недропользованию Иркутской области совершать любые действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования участком недр с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“ (Слюдянский район Иркутской области) любым третьим лицам по основаниям, установленным Законом Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции
согласен с выводом суда первой инстанции, что требования о запрете Управлению по недропользованию по Иркутской области совершать действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам необоснованны, не связаны с предметом спора и не соразмерны ему. Общество в апелляционной жалобе не приводит ссылок на доказательства, которые свидетельствовали бы о том, что Управление по недропользованию по Иркутской области намерено совершать такие действия.

Кроме того, подлежит учету следующее. В соответствии с п. 4 ст. 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ от 21.02.1992 г. N 2395-1 (далее - Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участками недр является, в частности, решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации относительно участков недр федерального значения;

2) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения;

3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

В соответствии с ч. 3 ст. 13.1
Закона о недрах решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона, органами, указанными в части первой настоящей статьи.

В соответствии с ч. 8 ст. 13.1 Закона о недрах объявления о предстоящих конкурсах на право пользования участками недр должны быть опубликованы в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации не позднее чем за 90 дней, и объявления о предстоящих аукционах - не позднее чем за 45 дней до даты их проведения, считая с даты первого опубликования. Объявления о предстоящих конкурсах или аукционах относительно участков недр федерального значения должны содержать установленные в соответствии с частью второй настоящей статьи сведения об ограничении допуска к участию в таких конкурсах или аукционах.

Из приведенных норм Закона о недрах следует, что порядок проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр предусматривает длительные сроки как для публикации объявлений о предстоящих конкурсах и аукционах, так и для принятия решения. Столь длительные сроки позволяют любому заинтересованному лицу своевременно предпринять меры для защиты своих интересов, в том числе путем оспаривания таких действий. Следовательно, угроза затруднительности или невозможности исполнения решения суда в будущем, а также угроза причинения значительного ущерба обществу отсутствует.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о применении данной обеспечительной меры законным и обоснованным.

В отношении отказа в удовлетворении запретить Федеральному агентству по недропользованию (123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6) совершать любые действия, направленные на переоформление предоставленной ООО “Карьер Перевал“ лицензии ИРК 0278
ТЭ на право пользования недрами с целью добычи мраморизированных известняков и строительного щебня на месторождении “Перевал“, по основаниям, предусмотренным статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах“, в пользу любых третьих лиц, а также направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Статьей 17.1 Закона о недрах предусмотрен ряд оснований для перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о недрах порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, - законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденным Приказом МПР России от 19.11.2003 г. N 1026, переоформление лицензии на пользование участком недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.

В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно п. 5.3.9 этого же Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

В соответствии с пунктами 4.3.7, 4.3.8 Положения об Управлении по недропользованию по Иркутской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 г. N 57, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами, внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензии осуществляет Управление по недропользованию по Иркутской области.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что уполномоченным органом переоформление лицензии в данном случае является Управление по недропользованию по Иркутской области. Следовательно, оснований для удовлетворения ходатайства о принятии обеспечительных мер в отношении Федерального агентства по недропользованию в указанной части у суда первой инстанции не имелось.

В отношении запрета Федеральному агентству совершать действия, направленные на принятие решения о предоставлении права пользования указанным участком недр на месторождении “Перевал“ любым третьим лицам по основаниям, установленным статьей 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ по результатам конкурса или аукциона суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что и в этой части ходатайство о применении обеспечительных мер удовлетворению не подлежит, как по мотиву, что Федеральное агентство по недропользованию не является уполномоченным субъектом, так и по мотиву, что длительные сроки, предусмотренные Законом о недрах при проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, позволяют любому заинтересованному лицу своевременно предпринять меры для защиты своих интересов, в том числе путем оспаривания таких действий. Следовательно, угроза затруднительности или невозможности исполнения решения суда в будущем, а также угроза причинения значительного ущерба обществу отсутствует.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения и отмены оспариваемого определения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, п. 1 ч. 4 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2009 г. по делу N А19-15653/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества “Ангарский цементно-горный комбинат“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи

Э.В.ТКАЧЕНКО

Д.Н.РЫЛОВ