Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А19-8569/2009 Суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по договору на оказание медицинских услуг и отказал в удовлетворении встречного иска о признании частично недействительным данного договора, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в бюджете района отсутствуют денежные средства для возмещения оказанных услуг при социально значимых заболеваниях.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. по делу N А19-8569/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борголовой Г.В.,

судей Клепиковой М.А., Даровских К.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

муниципального учреждения здравоохранения “Тулунская городская больница“ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года по делу N А19-8569/2009

по иску муниципального учреждения здравоохранения “Тулунская городская больница“

к Администрации Тулунского муниципального района, Отделу здравоохранения администрации Тулунского муниципального района, Министерству здравоохранения Иркутской области

о взыскании 6 455 068,44 рублей, по встречному иску о
признании недействительным в части договора

(судья Аксаментова В.Г.)

при участии в судебном заседании:

от истца: Поповой Н.П., представителя по доверенности от 16.10.2009,

от ответчика: Администрации Тулунского муниципального района Шилякина А.А. представителя по доверенностям от 02.09.2009,

от ответчика: Отдела здравоохранения администрации Тулунского муниципального района Шилякина А.А. представителя по доверенностям от 20.05.2009; Сингилева Р.А., на основании Распоряжения N 594-рк от 24.11.2008,

от ответчика: Министерства здравоохранения Иркутской области: представитель не явился

установил:

истец муниципальное учреждение здравоохранения “Тулунская городская больница“ (далее по тексту - МУЗ “Тулунская городская больница“) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 3 780 828,30 рублей с Отдела здравоохранения администрации Тулунского муниципального района.

15 июля 2009 года в Арбитражный суд Иркутской области от Отдела здравоохранения администрации Тулунского муниципального района поступило встречное исковое заявление с требованием к МУЗ “Тулунская городская больница“ о признании недействительным частично договора на оказание жителям Тулунского муниципального района медицинских услуг и взаимоотношений в сфере здравоохранения от 08.05.2009, в части положений, касающихся лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и устанавливающих стоимость лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, а именно: в таблице - Стоимость 1 пациентодня пребывания в дневном стационаре наркологического отделения под порядковым N 1, туберкулезного отделения под порядковым N 3, психиатрического отделения под порядковым N 4; в таблице - Стоимость 1 койкодня пребывания в круглосуточном стационаре наркологического отделения под порядковым N 1, психиатрического отделения под порядковым N 4, туберкулезного отделения под порядковым N 5; в таблице - Стоимость 1 посещения амбулаторно-поликлинического учреждения - кабинета врача психиатра под порядковым N 1, кабинета врача нарколога под
порядковым N 2, кабинета врача фтизиатра под порядковым N 3, значащиеся в приложении N 1 к названному договору, со ссылкой на статьи 11, 12, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года в удовлетворении исковых требований по иску МУЗ “Тулунская городская больница“ к Администрации Тулунского муниципального района, Отделу здравоохранения администрации Тулунского муниципального района, Минздраву Иркутской области отказано.

Встречные исковые требования Отдела здравоохранения администрации Тулунского муниципального района к МУЗ “Тулунская городская больница“ о признании недействительным договора в части удовлетворены. Признаны недействительными положения договора от 08.05.2009, касающиеся лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и устанавливающих стоимость лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, а именно: в приложении N 1 к договору от 08.05.2009, в таблице - стоимость 1 пациентодня пребывания в дневном стационаре наркологического отделения под порядковым N 1, туберкулезного отделения под порядковым N 3, психиатрического отделения под порядковым N 4; в таблице - стоимость 1 койкодня пребывания в круглосуточном стационаре наркологического отделения под порядковым N 1, психиатрического отделения под порядковым N 4, туберкулезного отделения под порядковым N 5; в таблице - стоимость 1 посещения амбулаторно-поликлинического учреждения - кабинета врача психиатра под порядковым N 1, кабинета врача нарколога под порядковым N 2, кабинета врача фтизиатра под порядковым N 3.

Не согласившись с решением суда, МУЗ “Тулунская городская больница“, обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование отмены решения суда, заявитель апелляционной жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что договор не содержит условия о взаимоотношениях сторон, связанных с
оказанием медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Вывод суда о том, что стороны превысили свои полномочия при заключении указанного договора в части включения в него норм относительно социально значимых заболеваний необоснован, поскольку стороны в добровольном порядке при заключении договора определили, что наряду с первичной медико-санитарной помощью МУЗ “Тулунская городская больница“ берет на себя обязанность по оказанию жителям Тулунского муниципального района первичной медико-санитарной помощи при туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения, наркологических и инфекционных заболеваниях, а также неотложной медицинской помощи (т.е. помощь при социально значимых заболеваниях).

МУЗ “Тулунская городская больница“ в полном объеме исполняло условия договора, что подтверждается счетами-фактурами, реестрами на пролеченных больных, сводными реестрами, расчетом сумм возмещения затрат ОСМП и т.д., а Отдел здравоохранения администрации Тулунского муниципального района со своей стороны не исполнял условия договора, следовательно, нарушал положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд при принятии решения фактически не рассмотрел требование о применении последствий признания сделки недействительной предусмотренное статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявленное в судебном процессе 10.08.2009, как письменно, так и устно МУЗ “Тулунская городская больница“, чем нарушил подпункт 1 пункта 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Иркутской области не дал должной оценки доказательствам, предоставленным МУЗ “Тулунская городская больница“. Следовательно, решение от 14.08.2009 вынесено без полного и всестороннего рассмотрения доказательств, имеющихся в материалах дела.

Представитель МУЗ “Тулунская городская больница“ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Администрации Тулунского муниципального района, Отдела здравоохранения администрации Тулунского муниципального района возразили против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик Министерства здравоохранения Иркутской области
в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, МУЗ “Тулунская городская больница“ в период с 01.01.2009 по 01.04.2009 оказывались медицинские услуги жителям Тулунского муниципального района, в подтверждение которых имеются счета-фактуры и реестры пролеченных сельских больных. Стоимость оказанных услуг, по мнению истца, составила 6 455 068 рублей 44 копейки. Считая, что данная сумма должна быть возмещена за счет средств бюджета муниципального образования “Тулунский район“, истец предъявил иск ответчику.

Вместе с тем, 08.05.2009 между истцом и Отделом здравоохранения администрации Тулунского района заключен договор на оказание медицинских услуг жителям Тулунского района.

Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора определены взаимоотношения сторон, в связи с оказанием МУЗ “Тулунская городская больница“ жителям Тулунского муниципального района услуг скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной)), первичной медико-санитарной помощи при туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения, наркологических и инфекционных заболеваниях; неотложной медицинской помощи, медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в амбулаторно-поликлинических и больничных подразделениях Учреждения, расположенных на территории муниципального образования “город Тулун“ в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г.

Пунктом 2.1.1 предусмотрено, что Отдел обязуется оплачивать медицинские услуги, оказанные жителям Тулунского муниципального района.

Пунктом 2.3.1 предусмотрено, что Учреждение
обязуется предоставлять медицинскую помощь, согласно пункту 1.1 договора жителям Тулунского муниципального района в порядке и объемах, определенных действующим нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области, органов местного самоуправления Тулунского муниципального района, муниципального образования “Город Тулун“ и локальными нормативно-правовыми актами Учреждения.

Учреждение обязуется предоставлять реестры оказанных медицинских услуг за подписью руководителя Учреждения, счета, счета-фактуры, не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным.

Стоимость и перечень медицинских услуг оказываемых Учреждением жителям Тулунского муниципального района указывается в спецификации, являющейся неотъемлемым приложением N 1 к настоящему договору.

Договора действует с момента подписания сторонами, и распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2009 года, связанные с оказанием Учреждением медицинской помощи жителям Тулунского муниципального района.

Истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил взыскать 3 780 828 рублей 30 копеек за период с 01.01.2009 по 26.06.2009 с администрации Тулунского муниципального района.

Кроме того, ответчик Отдел здравоохранения администрации Тулунского муниципального района предъявил встречное исковое заявление о признании недействительным части договора на оказание жителям Тулунского муниципального района медицинских услуг и взаимоотношений в сфере здравоохранения от 08.05.2009. Встречное исковое заявление принято к производству и мотивировано тем, что договор составлен с превышением полномочий об установлении и исполнении расходных обязательств, отнесенных к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Лечение социально значимых заболеваний является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, следовательно, оспариваемый договор не соответствует положениям статьи 40, части 4 статьи 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело, пришел к выводу об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворения встречного иска о признании в части договора недействительным.

Суд апелляционной инстанции, пересматривая повторно по апелляционной жалобе дело, приходит
к выводу об отмене обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

В Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, закрепившем вопросы местного значения в части организации оказания медицинской помощи, определено, что на территории муниципального района (п. 12 ст. 15) осуществляется организация оказания:

- скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);

- первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях;

- медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В материалах дела имеется Постановление Правительства Иркутской области от 19.02.2009 N 38-пп “О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатно медицинской помощи в Иркутской области на 2009 год“, из которой следует, что за счет средств местных бюджетов предоставляются:

- скорая медицинская помощь;

- первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях;

- медицинская помощь, оказываемая женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальном периоде, в (на) отделениях (койках) медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения в соответствии с приложением N 8.

Приложением N 8 предусмотрены организации и подразделения, финансируемые из местных бюджетов.

В материалы дела представлены реестры пролеченных больных, из которых следует, что медицинские услуги оказывались в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, в отделениях, указанных в приложении N 8.

Первичная медицинская помощь оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

Договором от 08.05.2009 в пункте 1.1 предусмотрено, что истец оказывает медицинские услуги, как первичную медико-санитарную помощь, так и первичную медико-санитарную
помощь при туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения, наркологических и инфекционных заболеваниях, а также неотложной медицинской помощи.

МУЗ “Тулунская городская больница“ в подтверждение на осуществление деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи, имеет лицензию.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).

Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования (статья 37.2 Основ).

Из материалов дела следует, истец МУЗ “Тулунская городская больница“ оказывало медицинские услуги в соответствии с утвержденной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2009 N 38-пп. Данной Территориальной программой предусмотрено, что медицинские услуги оказываются за счет средств местного бюджета.

По мнению суда апелляционной инстанции, подзаконный акт исполнительного органа субъекта Российской Федерации (вышеназванное постановление) принят во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, закрепившим вопросы местного значения в части организации оказания медицинской помощи, возложив полномочия на органов власти
муниципальных образований.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения и в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, то есть изменения внесены в целях реализации Федерального закона N 131-ФЗ.

Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции считает, что договор от 08.05.2009 с учетом требований законодательства, равно как и с учетом распределением бюджетных средств муниципального образования. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в бюджете района отсутствуют денежные средства для возмещения оказанных услуг при социально значимых заболеваниях. Кроме того, частично ответчиком погашены суммы задолженности по оказанным услугам.

В соответствии со статьями 420, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договор от 08.05.2009 составлен по соглашению двух сторон. В заключение договора стороны свободны.

Таким образом, предмет договора определен сторонами по обоюдному соглашению и на основании Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что стороны добровольно заключили договор на оказание медицинских услуг 08.05.2009, соответственно, оснований считать превышение полномочий, нет.

Кроме того, следует отметить, что решением Думы Тулунского муниципального района распределены бюджетные ассигнования расходов районного бюджета на 2009 год, в том числе на МУЗ “Тулунская районная больница“, то есть денежные средства заложены в бюджете для реализации оказываемых медицинских услуг.

Суд апелляционной инстанции считает, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медицинских услуг истцом является расходным обязательством муниципального образования, которое реализуется посредством принятия соответствующих распорядительных актов и закладывается в бюджет соответствующего муниципального образования.

Факт предоставления медицинских услуг истцом на территории муниципального образования Тулунский район подтвержден имеющимися в деле реестрами, счетами-фактурами.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства, и
истцом не опровергалось, частичное возмещение услуг, суд апелляционной инстанции считает требование истца о взыскании 3 780 828 рублей 30 копеек обоснованным. Данная сумма подтверждена актом сверки по состоянию на 27.07.2009 (л.д. 38 т. 3).

Поскольку договор от 08.05.2009 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, спорные правоотношения о взыскании суммы по оказанным медицинским услугам следует квалифицировать в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Встречные исковые требования в части признания договора недействительным относительно положения, касающегося лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и стоимости этого лечения, суд апелляционной инстанции считает не подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства Иркутской области утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатно медицинской помощи в Иркутской области, с учетом которой и составлен договор.

Оснований для признания данного договора недействительным в части в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы проверены, приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года по делу N А19-8569/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования истца удовлетворить. Взыскать 3 780 828,30 рублей с Администрации муниципального образования “Тулунский район“ за счет казны муниципального образования.

В удовлетворении встречного иска отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий судья

Г.В.БОРГОЛОВА

Судьи

М.А.КЛЕПИКОВА

К.Н.ДАРОВСКИХ