Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 N 04АП-3919/09 по делу N А58-1838/09 По делу о взыскании задолженности по договору на предоставление субвенций.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. N 04АП-3919/09

Дело N А58-1838/09

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Куклина О.А.,

судей Клепиковой М.А. и Борголовой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шагиновой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения “Город Нерюнгри“ на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года по делу N А58-1838/09 по иску открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“ филиал “Нерюнгринская ГРЭС“ к городскому поселению “Город Нерюнгри“, Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 16 575
504,16 руб., третье лицо - администрация муниципального образования “Нерюнгринский район“ (суд первой инстанции: судья Лисица Г.И.)

при участии в судебном заседании:

от истца - Петрусенко О.Д., представителя по доверенности N 7/99 от 3.02.2009

от ответчика-1 - Саватеева С.В., представителя по доверенности N 2425 от 29.09.2009

установил:

Открытое акционерное общество “Дальневосточная генерирующая компания“ в лице филиала “Нерюнгринская ГРЭС“ обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к городскому поселению “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района о взыскании задолженности по договору N 3Т-08 на предоставление субвенций от 1.01.2008 в размере 16 575 504,16 руб.

В обоснование исковых требований истец указал, что 1.10.2008 ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“ в лице филиала “Нерюнгринская ГРЭС“ и городским поселением “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района был заключен договор N 3Т-08 на предоставление субвенций, предметом которого является оплата в 2008 году субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на цели отопления и горячего водоснабжения, а также на воду 2-го контура (ГВС) для населения, проживающего в жилом фонде городского поселения “Город Нерюнгри“.

В соответствии с пунктом 2 договора истец принял на себя обязательства предоставлять населению городского поселения “Город Нерюнгри“ тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, а также обеспечить водой в соответствии с договорами поставки услуг населению. Городское поселение “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района обязалось включить в расходную часть бюджета муниципального образования сумму субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на цели отопления и горячего водоснабжения, а также на воду для населения, проживающего в жилом фонде городского поселения “Город Нерюнгри“ на 2008 года.

Порядок расчетов согласован сторонами в
пункте 3 договора. Согласно пункту 3.3 договора окончательный расчет размера субвенций производится в декабре 2008 года.

16.12.2008 истец выставил ответчику для оплаты счет-фактуру N 8/0/001350 на сумму 30 181 374,189 руб. Платежным поручением N 334 от 27.12.2008 Нерюнгринская городская администрация произвело оплату по счету-фактуре в сумме 13 605 859,86 руб. Письмом N 2515 администрация городского поселения пояснила, что оплата счета-фактуры за декабрь 2008 года произведена в пределах имеющегося остатка бюджетных средств на финансирование убытков предприятиям ЖКХ, согласно соглашению N 12 “О финансовых взаимоотношениях между муниципальным образованием “Нерюнгринский район“ и городской администрацией городского поселения “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района на 2008 год“.

Поскольку ответчик оплату задолженности не произвел, претензию оставил без ответа, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 13 мая 2009 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия), муниципальное образование “Нерюнгринский район“ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Третье лицо просило удовлетворить исковые требования, пояснив, что в соответствии с условиями соглашения N 12 от 31.03.2008 “О финансовых взаимоотношениях между муниципальным образованием “Нерюнгринский район“ Республики Саха (Якутия) и администрацией городского поселения “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района на 2008 год“ размер субсидий на финансирование убытков предприятиям ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению городского поселения “Город Нерюнгри“ установлен в сумме 211 882 600 руб. Согласно приложению N 3 к соглашению в пользу истца предполагается к выделению 121 798 000 руб. Предложения о пересмотре указанных сумм не поступало. Муниципальным образованием обязательства по соглашению
исполнены в полном объеме.

В судебном заседании 14.08.2009 истец отказался от исковых требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия). Отказ был принят судом.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года исковые требования удовлетворены. С городского поселения “Город Нерюнгри“ в пользу истца взыскано 16 575 504,16 руб.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что суд, приняв отказ от истца к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), нарушил права ответчика на защиту своих интересов в связи с тем, что финансирование ответчика производится Министерством финансов через муниципальное образование “Нерюнгринский район“. Кроме того, полагает, что судом неверно определен правовой статус муниципального образования “Нерюнгринский район“, без учета положений порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.01.2008 N 6, в пункте 5 которого определено, что средства, выделенные из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, передаются в бюджеты муниципальным районам в виде субсидий. Распределение средств для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по муниципальным поселениям производится муниципальными районами. У муниципального образования “Нерюнгринский район“ возникает обязательство перечислить выделенные субвенции в бюджеты поселений в полном объеме. Кроме того, ответчик указал, что в ходе переговоров с представителями истца и третьего лица неоднократно ставился вопрос о недофинансировании дотаций на сумму 20 000 000 руб. на погашение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.

Ответчик-2 и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного
заседания уведомлены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчика-2 и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Обязанности ответчика возместить истцу выпадающие доходы, обусловленные разницей между стоимостью энергоносителей и утвержденными в установленном порядке тарифами, возникли из договора между сторонами от 1.10.2008.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Согласно расчету истца и выставленному им счету-фактуре N 8/0/001350 разница между стоимостью энергоносителей и утвержденными в установленном порядке тарифами в спорный период составила 30 181 374,18 руб. Ответчик по поводу указанного расчета никаких возражений не заявил.

Платежным поручением N 334 от 27.12.2008 ответчик оплатил задолженность на сумму 13 605 859,86 руб., платежным поручением N 352 от 30.12.2008 ответчик перечислил 10,16 руб. То есть его задолженность перед истцом составила 16 575 504,16 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе потребовать от ответчика исполнения обязательства. Следовательно, решение суда об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.

Доводы ответчика о наличии недофинансирования со стороны ответчика-2 и третьего лица суд оценивает критически. Вопрос о недостаточном финансировании одного муниципального образования другим муниципальном образованием либо субъектом федерации лежит в плоскости межбюджетных, а не гражданско-правовых правоотношений и не относится к подведомственности арбитражных судов.

Мнение ответчика-1 по вопросу об отказе истца
от иска к ответчику-2 юридического значения не имеет, так как истец вправе распоряжаться своими процессуальными правами, в том числе правом отказаться от иска, по собственному усмотрению, не принимая во внимание позицию иных участвующих в деле лиц.

Таким образом, по существу решение суда первой инстанции является правильным. Однако суд в резолютивной части решения неправильно указал наименование ответчика-1 и в нарушение требований пункта 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации не указал, что взыскание производится за счет средств казны муниципального образования.

Поскольку суд нарушил требования процессуального закона, которые привели к принятию неправильного решения, оно в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть изменено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года по делу N А58-1838/09 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

“В отношении исковых требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) производство прекратить в связи с отказом истца от иска.

Взыскать с городского поселения “Город Нерюнгри“ Нерюнгринского района за счет средств его казны в пользу открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“ основной долг в сумме 16 575 504 рубля 16 копеек.

Возвратить открытому акционерному обществу “Дальневосточная генерирующая компания“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 94 377 рублей 52 копейки“.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий:

О.А.КУКЛИН

Судьи:

М.А.КЛЕПИКОВА

Г.В.БОРГОЛОВА