Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу N А19-13080/09 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А19-13080/09

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, Э.П. Доржиева, Г.Г. Ячменева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Иркутскоблгаз“, на решение арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2009 года по делу N А19-13080/09, принятое судьей Шульга Н.О.,

при участии:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было;

и

установил:

Заявитель, Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области, обратился с заявлением о признании незаконным и
отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области N ЮЛ/С-0949/09-14 от 10.06.2009 года по делу об административном правонарушении.

Решением суда первой инстанции от 08 июля 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

ОАО “Иркутскоблгаз“ 25.03.2009 года был заключен договор N 1027 на поставку газа с потребителем Кастрикиным В.А.

При анализе договора на поставку газа N 1027 от 25.03.2009 года, заключенного ОАО “Иркутскоблгаз“ с потребителем Кастрикиным В.А., судом установлено, что исполнителем в условиях договора не включена информация, предусмотренная пунктом 15 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года N 549.

При правовой оценке представленного потребителем договора на поставку газа от 25.03.2009 года N 1027, заключенного с ОАО “Иркутскоблгаз“, судом установлено, что Исполнителем - ОАО “Иркутскоблгаз“ в договор включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с Правилами, а именно:

В пункте 3.2 Договора Исполнитель включил условие о том, что при неуплате более 2 месяцев подача газа может быть прекращена. Возобновление подачи газа осуществляется после погашения задолженности в кассе ОАО “Иркутскоблгаз“ за дополнительную плату из расчета произведенных затрат.

Вместе с тем, согласно пункту 45 Правил поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с пунктом 46 Правил до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и о его причинах. Направление первого уведомления
о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее, чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Условия договора, указанные Исполнителем в пункте 5.1 Договора ущемляют права потребителей в сравнении с пунктом 46 Правил.

Так, в пункте 5.1 Договора указано: до приостановления исполнения договора Исполнитель обязан направить Потребителю уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа и о его причинах - не позднее, чем за 10 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

В силу статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей“, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Ответственность за данные нарушения возлагается на юридическое лицо - открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области (ОАО “Иркутскоблгаз“).

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, является непредставление исполнителем необходимой и достоверной информации потребителю о выполняемой работе (услуге), об исполнителе и режиме работы.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ОАО “Иркутскоблгаз“ имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ОАО “Иркутскоблгаз“ имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и
правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 названной статьи, являются имущественные отношения, урегулированные законодательством о защите прав потребителей при заключении договора о выполнении работ (оказании услуг).

Субъект правонарушения - ОАО “Иркутскоблгаз“, на котором лежит ответственность за выявленные нарушения, так как является “Исполнителем“.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, посягающих на установленные законом права и законные интересы потребителей - включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителей.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ОАО “Иркутскоблгаз“ имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, по мнению суда, вина ОАО “Иркутскоблгаз“, как составляющая состав указанных правонарушений, установлена в достаточной степени, выразилась в том, что, несмотря на имеющуюся возможность обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ОАО “Иркутскоблгаз“ не приняло все зависящие от него меры по их устранению.

Оспаривая постановление Управления Роспотребнадзора по Иркутской области N ЮЛ/С-0949/09-14 от 10.06.2009 г. заявитель указал, что в соответствии с пунктом 22 Правил, поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке об изменении цен (тарифов) на газ. Пунктом 3.3 договора от 25.03.2009 года N 1027 предусмотрено, что при изменении цены на газ потребитель ставится в известность путем опубликования объявлений в средствах массовой информации и по месту приема платежа. Розничная цена на
газ, реализуемый населению для бытовых нужд, является регулируемой и устанавливается Службой по тарифам Иркутской области.

Приказ об установлении цены на газ на 2009 год был доведен до граждан путем опубликования в газете “Областная“. В связи с тем, что цена на газ регулируемая, и может изменяться ежегодно, конкретный уровень цены в договоре, заключаемом на неопределенный срок, не указан. Следовательно, информация об изменении цены на газ на 2009 год является достоверной и доведенной до потребителя в соответствии с действующим законодательством.

По мнению суда, вышеуказанный довод не обоснован и не находит своего подтверждения.

Согласно подпункту “м“ пункта 15 Правил в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.

На основании пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Доведение до граждан информации об изменении цен на газ путем опубликования в газете не будет соответствовать действующему законодательству, а именно: Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.

Кроме того, пунктом 4.1 договора от 25.03.2009 года N 1027 заключенного между ОАО “Иркутскоблгаз“ и потребителем, предусмотрено, что настоящий договор заключается сроком на один год и вступает в силу с момента подписания, что свидетельствует об определенном сроке заключения договора.

Довод заявителя о
том, что пункт 15 Правил предусматривает, что в договоре указывается, но не обязывает стороны в обязательном порядке отражать сведения, указанные в пункте 15 настоящих Правил не состоятелен.

В соответствии с пунктом 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года N 549, настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размере платежа за него.

Доводы заявителя о том, что в пункте 3.3 договора предусмотрено правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы); что адрес, по которому производится оплата за газ, указан после пункта 5.3 договора, не соответствуют действительности.

Согласно пункту 3.3 договора исполнитель уведомляет потребителя о том, что в случае изменения цен на газ он будет поставлен в известность путем опубликования объявления в средствах массовой информации и по месту приема платежа, но не указано правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы).

Пункт 3.1 договора предусматривает, что оплата за поставку сжиженного газа производится до 10 числа следующего за истекшим месяцем в кассе ОАО “Иркутскоблгаз“ либо в кассах, осуществляющих прием платежей. Конкретного адреса и способа доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа
как в пункте 3.1, так и в остальных пунктах не указано, что является нарушением пункта 15 Правил. После пункта 5.3 договора содержатся реквизиты ОАО “Иркутскоблгаз“.

Довод о том, что пункт 1.1 договора предусматривает расчет потребления газа на одного человека в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа, суд также считает необоснованным.

Пункт 1.1 содержит обязанность Исполнителя производить поставку газа в квартиру Потребителя из расчета 5,25 кг на одного человека в месяц, однако не устанавливает порядка определения объема потребляемого газа и порядка определения размера платы, а лишь указывает объем газа.

Кроме этого, заявитель ссылается на то, что на заключенный договор N 1027 от 25.03.2009 г. не распространяется условие о содержании в договоре периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования, поскольку прибор учета газа у потребителя не установлен.

Между тем, в силу пункта 16 Правил в договоре должны быть отражены условия о периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования. В данном случае применительно к договору N 1027 следовало указать условия о периодичности и порядке проведения поставщиком газа проверок технического состояния газоиспользующего оборудования, поскольку прибор учета газа у потребителя отсутствует.

Довод заявителя о том, что отсутствие в договоре на поставку газа реквизитов
договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении не является существенным условием, не состоятелен.

В соответствии с пунктом 15 Правил, реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении являются существенным условием, несмотря на то, что данные договора заключаются одновременно.

Суд также отклоняет довод заявителя о том, что пункт 3.2 договора не ущемляет прав потребителей как необоснованный исходя из следующего.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд.

Согласно пункту 40 Правил расчетным периодом является календарный месяц, если договором не установлено иное.

Кроме того, в нарушение пункта 46 Правил в пункте 5.1 договора N 1027 предусмотрен срок направления уведомления о приостановлении подачи газа и его причинах - не позднее, чем за 10 календарных дней взамен положенных 2-х уведомлений в срок за 40 календарных дней (для первого уведомления) и за 20 календарных дней (для второго).

Довод заявителя о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, не соответствует фактическим материалам дела.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004
года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Исходя из изложенного, по мнению суда, совершенное ОАО “Иркутскоблгаз“ административное правонарушение не является малозначительным, поскольку создало угрозу причинения вреда правам потребителей, существенно нарушило охраняемые государством общественные правоотношения ввиду того, что договор о поставке газа - публичный договор, направленный на неопределенный круг лиц.

Довод заявителя о том, что при назначении административного наказания Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в оспариваемом постановлении необоснованно применено к ОАО “Иркутскоблгаз“ более строгого административного наказания в виде наложения штрафа в сумме 10000 рублей суд считает не обоснованным исходя из следующего.

Согласно оспариваемому постановлению ОАО “Иркутскоблгаз“ было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и назначено административное наказание в пределах санкции части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа размере 10000 рублей.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии со
статьей 23.49 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора правомочно рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ, что позволяет применение части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

На основания части 2 статьи 4.4 КоАП РФ ОАО “Иркутскоблгаз“ назначено административное наказание в виде административного штрафа размере 10000 рублей, что является низшим пределом санкции предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения.

Судом проверено соблюдение административным органом порядка привлечения ОАО “Иркутскоблгаз“ к административной ответственности. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО “Иркутскоблгаз“ ответчиком не допущено.

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 15529250.

Представленным ходатайством, общество просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Из апелляционной жалобы общества следует, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.07.2009 г. основано на отзыве ответчика. Судом первой инстанции, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не дана оценка находящимся в материалах дела заявления гражданина Кастрикина В.А., которое не содержит фактов, ущемляющих права потребителя, распоряжения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области о проведении проверки от 05.05.2009 г. N 002143, в котором предметом мероприятий по контролю являлись факты, изложенные в заявлении гражданина: правомерное разделение оплаты за газ и техническое обслуживание газовой установки, увеличение цены за газ.

В соответствии с распоряжением от 05.05.2009 г. N 002143 Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области 07.05.2009 г. была проведена внеплановая проверка в отношении ОАО “Иркутскоблгаз“. Предметом мероприятий по контролю являлись факты, изложенные в заявлении гражданина Кастрикина В.А. от 21.04.2009 г.: правомерное разделение оплаты за газ и техническое обслуживание газовой установки, увеличение цены за газ.

В соответствии с подпунктом “в“ пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ “ О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, вступившего в законную силу с 1 мая 2009 г., основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В письме от 07.05.2009 г. N 986 на заявление гражданина Кастрикина В.А. специалистам Управления Роспотребнадзора по Иркутской области было дано разъяснение о том, что выделение стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования из цены на газ для бытовых нужд определено действующим законодательством РФ (Жилищный кодекс РФ, постановление).

Согласно части 3 статьи 2 указанного Закона обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В соответствии с частью 3 статьи 15 указанного Закона при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб исследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

При проведении внеплановой проверки специалисты Управления Роспотребнадзора по Иркутской области вышли за рамки проверки фактов, изложенных в заявлении гражданина, расширив зону проверяемых вопросов путем проведения правовой оценки заключаемых ОАО “ Иркутскоблгаз“ договоров на поставку газа с потребителями.

Таким образом, результаты проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований, и подлежат отмене (статья 20 Федерального закона).

Отсутствие в договоре на поставку газа реквизитов договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении не является существенным условием. При заключении договора на поставку газа одновременно заключается договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в жилых квартирах, которым присваивается такой же номер с литерой - это номер лицевого счета потребителя газа.

В акте от 07.05.2009 г., постановлении от 10.06.2009 г. указано, что пункт 3.2 договора ущемляет права потребителей, по сравнению с вышеуказанными Правилами.

В соответствии с действующим законодательством РФ внесение потребителем платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц.

Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту (пункт 40 Правил).

Условие, предусмотренное в пункте 3.2 договора должно обязывать потребителя (абонента) газа не нарушать обязательства по своевременной оплате за потребленный газ (пункт 2.3 настоящего договора), дисциплинировать его, чтобы поставщик газа не мог применить к недобросовестным потребителям (абонентам) меры, предусмотренные пунктом 45 Правил.

Порядок и условия приостановления исполнения договора регулируются пунктом 46 Правил.

Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ (пункт 4.4 договора).

В соответствии с ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя, Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области на ОАО “Иркутскоблгаз“ наложен административный штраф в сумме 10000 рублей.

В то же время, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549 установлено, что договоры поставки газа, заключенные до вступления в силу Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, сохраняют юридическую силу до истечения срока их действия или до их перезаключения. В связи с этим отсутствие в договорах газоснабжения, заключенных до вступления в силу Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан существенных условий, предусмотренных пунктами 15 и 16 Правил, не является основанием для признания их недействительными, и соответственно ущемляющими права потребителей.

Общество считает принятое решение о привлечении ОАО “ Иркутскоблгаз“ к административной ответственности необоснованным, т.к. им не допущено ухудшение положения потребителя путем включения в договор условий, ущемляющих его законные права, несоразмерность санкции характеру и степени опасности совершенного правонарушения, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем в действиях ОАО “Иркутскоблгаз“ отсутствует состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Представитель госоргана в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представленным ходатайством, государственный орган просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Из оспариваемого постановления от 10 июня 2009 года следует, что в ходе внеплановой проверки заявителя 07 мая 2009 года установлено совершение им административного правонарушения, выразившегося в том, что общество нарушило требования Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 при заключении договора с потребителем на поставку газа.

Так установлено, что общество в нарушение п. 15 названных Правил в договоре на поставку газа N 1027 от 25 марта 2009 года заключенного с обратившимся в госорган потребителем, не указало:

- реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;

- розничную цену газа для населения, установленную уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ;

- правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы);

- меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер);

- адрес и способ доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа;

- порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);

- порядок определения размера платы за потребленный газ;

- периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования.

Указанное деяние квалифицировано госорганом по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, согласно которой, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Также согласно оспариваемому постановлению, в ходе проверки установлено, что общество включило в п. 3.2 указанного договора условия, ущемляющие права потребителя, выразившиеся в том, в нарушение п. 45 указанных Правил, общество включило в договор условие о том, что при неуплате более 2 месяцев подача газа может быть прекращена. Возобновление подачи газа осуществляется после погашения задолженности в кассе общества за дополнительную плату из расчета произведенных затрат.

В п. 5.1 договора, в нарушение п. 46 названных Правил, общество сократило срок уведомления потребителя о приостановлении подачи газа.

Согласно п. 46 Правил, первое уведомление направляется не позднее 40 дней, а второе - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа, в то время как договор устанавливает срок в 10 дней.

Указанное правонарушение квалифицировано госорганом по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

С учетом ст. 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обществу назначено наказание в размере 10 000 руб.

Согласно материалам дела, государственный орган на основании пп. в) п. 2 ст. 10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.04.2009) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ назначил в отношении заявителя внеплановую документарную проверку (заявление потребителя (т. 1, л.д. 28), Распоряжение о проведении проверки (т. 1, л.д. 3)) предметом которой явились факты, изложенные в обращении гражданина: неправомерное разделение оплаты за газ и техническое обслуживание газовой установки, увеличение цены на газ.

Согласно материалам дела, обязанность потребителя осуществлять раздельную уплату за газ и техническое обслуживание газовой установки, а также условия увеличения стоимости на газ вытекает непосредственно из договора N 1027 от 25 марта 2009 года между потребителем и обществом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерным действия государственного органа связанные с истребованием анализом данного договора на соответствие его требованиям законодательству о защите прав потребителей.

В связи с указанным отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что государственный орган в ходе проверки нарушил требования ст. 15 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.04.2009) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Согласно ст. 23.49 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса.

Согласно Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 08.08.2009) “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека“ Федеральная служба по на“зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Как указано в п. 15 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“ в договоре указываются:

а) дата и место заключения договора;

б) наименование (фирменное наименование) поставщика газа;

в) реквизиты расчетного счета поставщика газа;

г) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица);

д) адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или индивидуального домовладения, газоснабжение которых необходимо обеспечить;

е) размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;

ж) вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии), - для индивидуального домовладения;

з) реквизиты акта об определении границы раздела собственности;

и) состав и типы газоиспользующего оборудования (при наличии);

к) тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу;

л) реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;

м) розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ;

н) правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы);

о) меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер);

п) адрес и способ доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа;

р) права, обязанности и ответственность сторон;

с) срок действия договора.

16. В договоре помимо сведений, указанных в пункте 15 настоящих Правил, должны быть отражены договоренности сторон по следующим существенным условиям:

а) порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);

б) случаи и порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа;

в) порядок определения размера платы за потребленный газ;

г) порядок, срок и форма оплаты потребленного газа;

д) периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (далее - проверка).

Как установлено государственным органом и судом первой инстанции общество в договор с потребителем в нарушение п. 15 названных Правил не включило следующие обязательные условия:

- реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;

- розничную цену газа для населения, установленную уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ;

- правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы);

- меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер);

- адрес и способ доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа;

- порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);

- порядок определения размера платы за потребленный газ;

- периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования.

Как правильно указал, суд первой инстанции отсутствие указанных обязательных условий в договоре с потребителем ограничивают законное право последнего на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой обществом услуге связанной с поставкой газа и техническим обслуживаем газовой установки.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о правомерности квалификации указанных действий общества по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как установлено материалами дела, общество в нарушение требований п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“ включил условие, ущемляющие права потребителя, о том, что поставщик газа имеет право при неуплате услуг более 2 месяцев прекратить подачу газа, в то время как Правила устанавливают срок - в течение 3 расчетных периодов подряд.

Суд апелляционной инстанции также считает, правомерным вывод суда первой инстанции о том, что включение в договор с потребителем условия о порядке и сроке уведомления потребителя о приостановлении исполнения договора не соответствующем требованиям п. 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“, является включением в договор с потребителем условий ущемляющих права потребителя.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, правомерным вывод суда первой инстанции о том, что государственный орган правомерно установил в действиях общества составы правонарушений, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Между тем, учитывая, что государственный орган назначил обществу наказание в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, в размере 10 000 руб., указанное не нарушает прав общества и не может незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции правильно установил, что в ходе административного разбирательства права и законные интересы общества нарушены не были. Доказательств указанного обществом не представлено.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе обществу в удовлетворении требований.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение арбитражного суда Иркутской области от “08“ июля 2009 года по делу N А19-13080/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи

Э.П.ДОРЖИЕВ

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ