Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 N 06АП-5557/2009 по делу N А37-1525/2009 Принятие губернатором области нормативных актов, которыми источником финансирования выплат надбавок за почетные звания в сфере здравоохранения и культуры, установленные законом субъекта Федерации, указан муниципальный бюджет, не отменяет расходное обязательство субъекта, поскольку возможность муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки не исключает обязанности субъекта Федерации возмещать такие расходы.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 г. N 06АП-5557/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малышевой Л.Г.

судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.

при участии в заседании:

от истца: не явились;

от ответчика: Рожкова О.А., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 06/56,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов администрации Магаданской области

на решение от 19 октября 2009 года

по делу N А37-1525/2009

Арбитражного суда Магаданской области

принятое судьей Дьячковой Э.Л.

по иску Комитета по финансам мэрии города Магадана

к Департаменту финансов администрации Магаданской области

о взыскании 398 184
руб. 86 коп.

третье лицо: Управление здравоохранения мэрии города Магадана

установил:

Комитет по финансам мэрии города Магадана (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту финансов администрации Магаданской области (далее - ответчик, Департамент) о взыскании убытков, понесенных в связи с выплатой ежемесячных надбавок лицам, имеющим почетные звания “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“ за период с 01.07.2008 по 30.06.2009 в размере 470 364 руб. 92 коп.

Решением от 19.10.2009 Арбитражный суд Магаданской области исковые требования удовлетворил в полном объеме, мотивируя тем, что дополнительные расходы органов местного самоуправления реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Законом Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области“ (далее - Закон о почетных званиях) предусмотрено финансирование расходов, связанных с выплатой надбавок за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.

Департамент финансов администрации Магаданской области не согласился с принятым решением суда, полагая, что компенсационные выплаты являются составляющей частью заработной платы. По его мнению, передача средств местным бюджетам Законом о почетных званиях не предусмотрена. Данные расходы не могут являться убытками. Просит решение суда отменить и в иске отказать.

Материалами дела установлено, что Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области“, которым установлена ежемесячная надбавка в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и культуры Магаданской области, имеющим звание
“Почетный работник здравоохранения Магаданской области“ или “Почетный работник культуры Магаданской области“. В соответствии со статьей 2 указанного Закона расходы, связанные с выплатой надбавок, осуществляются за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.

Во исполнение Закона о почетных званиях в период с 01.07.2008 по 30.06.2009 работникам муниципальных учреждений культуры и здравоохранения, имеющим звания “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, “Почетный работник культуры Магаданской области“ за счет средств бюджета муниципального образования осуществлялись выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Полагая, что расходы, связанные с выплатой указанных надбавок, должны возмещаться за счет средств областного бюджета, Комитет по финансам мэрии города Магадана обратился в суд с настоящим иском в порядке статей 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами “ж“, “з“ части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение
которых согласно действующему законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства определяются как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправлении, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

По правилам статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Законом Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области“ предусмотрено финансирование расходов, связанных с выплатой надбавок за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.

Губернатором Магаданской области приняты постановления от 20.06.2001 N 123 “Об утверждении Положения о звании и учреждении нагрудного знака “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, от 05.07.2001 N 137 “Об утверждении Положения о звании и учреждении нагрудного знака “Почетный работник культуры Магаданской области“, в пунктах 6 которых главам администраций районов области, мэру г. Магадана рекомендовано предусмотреть в 2002 году средства на выплату надбавки
в размере 20% от должностного оклада лицам, получившим почетные звания.

Судом правильно установлено, что в спорный период субъект РФ не учел при формировании бюджета Магаданской области средства целевого назначения для взаиморасчетов с местными бюджетами в части финансирования расходов от выплаты надбавки работникам муниципальных учреждений культуры и здравоохранения, имеющим звания “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, “Почетный работник культуры Магаданской области“.

То обстоятельство, что в соответствии с названными постановлениями источником финансирования указаны средства бюджетов муниципальных образований, не изменяет характер данного обязательства как расходного обязательства субъекта Российской Федерации, поскольку возможность муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки не исключает обязанности субъекта Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

Установив, что причинение истцу убытков связано с предоставлением гарантий, установленных законом субъекта РФ, доказательств отмены либо приостановления действия упомянутого правового акта, а также выделения муниципальному образованию денежных средств, достаточных для возмещения данных расходов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в порядке статей 15 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательств тому, что истец расходовал денежные средства не по назначению, не имеется.

Расчет убытков ответчиком не оспаривается и признан судом правильным.

Не принимаются ссылки апелляционной жалобы на статью 53 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации. Данные нормы права, определяющие порядок формирования заработной платы и в данном случае обязанность органов местного самоуправления самостоятельно определить размер и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, не содержат положений о бюджетном распределении финансового обеспечения дополнительных выплат. Кроме того, статьи 53, 75 названного Закона, на которые ссылается
заявитель жалобы, не действовали в спорный период, поэтому не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям (статья 83 этого же Закона).

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе отнести на подателя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.10.2009 по делу N А37-1525/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий

Л.Г.МАЛЫШЕВА

Судьи

М.О.ВОЛКОВА

А.А.ТИХОНЕНКО