Решения и постановления судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А12-9883/2009 По делу о признании недействительным (ничтожным) договора на открытие банковского счета, применении последствия недействительности сделки, а именно - обязать ответчиков закрыть счет.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. по делу N А12-9883/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,

судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Губаревой А.Н.,

при участии в заседании:

от Территориального управления Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области - не явились, извещены,



от Прокуратуры Волгоградской области - не явились, извещены,

от Открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 - не явились, извещены,

от Центрального банка РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области,

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2009 года,

по делу N А12-9883/2009 (судья Пильник С.Г.),

по иску Прокуратуры Волгоградской области,

к Территориальному управлению Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области

ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953

третье лицо:



Центрального банка РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области

о признании недействительным договора банковского счета и применения последствий,

установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116-054 от 09.03.2007 года на открытие банковского счета N 40116810111260000054, заключенного между ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 и территориальным управлением Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. Кроме того, истец просит применить последствия недействительности указанной сделки, а именно обязать ответчиков закрыть счет N 40116810111260000054.

Решением суда Волгоградской области от 18 июля 2009 г. по делу N А12-9883/2009 иск удовлетворен. Суд признал недействительным договор N 40116-054 от 09.03.2007 года на открытие банковского счета N 40116810111260000054, заключенный между ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 и территориальным управлением Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. Суд своим решением обязал ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 и территориальное управление Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810111260000054.

Не согласившись с принятым судебным актом Территориальное управление Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2009 по делу А12-9883/2009 и вынести новый судебный акт, которым истцу в иске отказать.

Территориальное управление Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 771389, приобщено к материалам дела).

Прокуратура Волгоградской области в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 771372, приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Открытое акционерное общество “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 в судебное заседание не явилось, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомления N 771396, 771402, телеграмма N 00658 приобщены к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило уведомление (Вх. N 86 от 14.09.2009 г.) о том, что об отложении судебного разбирательства по делу уведомлены.

Центральный банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 771419, приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Как свидетельствуют материалы дела, 09.03.2007 г. между ОАО “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Иловлинского отделения N 3953 (банк) и территориальным управлением Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (клиент) заключен договор N 40116-054 банковского счета (в валюте Российской Федерации) (л.д. 10 - 12).

Предметом данного договора является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810111260000054 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента.

Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, находит их необоснованными и не подлежащих удовлетворению в силу следующего.

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из спорного договора не следует, что открытый ответчиком в коммерческом банке счет N 40116810111260000054 является единым счетом бюджета Отделения по Ольховскому району УФК по Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый договор банковского счета не соответствует законодательству в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Центральный Банк России.

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Гражданским кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджетов обслуживает Центральный Банк Российской Федерации. В случае отсутствия учреждений Центрального Банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Центрального Банка РФ выполняют кредитные организации (ч. 2 ст. 156 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 г. N 12-П, положение о “невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов“ в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.

При этом под “соответствующей территорией“ понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории г. Камышина Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Камышин Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Ольховского района.

Данное обстоятельство подтверждено справкой Расчетно-кассового центра Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области от 23 января 2009 года N 25-1-33/94 (л.д. 13).

В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 40116810111260000054 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ нарушение положений части 1 настоящей статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.

Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, с 01.01.2006 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Как установлено судом первой инстанции, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов проведен не был.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 40116810111260000054 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810111260000054, открытый во исполнение ничтожной сделки.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба Территориального управления Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2009 года по делу N А12-9883/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Т.В.ВОЛКОВА

Судьи

Н.А.КЛОЧКОВА

Т.Н.ТЕЛЕГИНА