Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 по делу N А57-1406/09 По делу о взыскании за счет средств казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности долга муниципального учреждения за оказанные услуги по вывозу бытовых отходов.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2009 г. по делу N А57-1406/09

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никольского С.В.,

судей Камериловой В.А., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Никишиной О.В., доверенность от 24.11.2008.,

от Администрации муниципального образования “город Саратов“ - Носыревой О.В, доверенность от 19.06.2009. N 01-02-41/33,

от Администрация Ленинского района г. Саратова - Чернышевой О.Г., доверенность от 26.08.2009. N 1727-01/15,

от Комитета по финансам администрации г. Саратова - Берестовской С.А., доверенность от 22.05.2009. N 02-02/449,

от МУ “Дирекция Единого заказчика по
Ленинскому району г. Саратова“ - Минакова И.А., доверенность от 05.08.2009.,

рассмотрев апелляционную жалобу

Администрации муниципального образования “город Саратов“, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 6 июля 2009 года по делу N А57-1406/09, судья О.И. Лузина,

по иску общества с ограниченной ответственностью “Саратовспецавто“, г. Саратов,

к Администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, Комитету по финансам администрации г. Саратова, г. Саратов, Муниципальному учреждению “Дирекция Единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“, г. Саратов, Администрации Ленинского района г. Саратова, г. Саратов,

о взыскании 160615,05 рублей,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО “Саратовспецавто“ с исковым заявлением к Администрации г. Саратова, Комитету по финансам администрации г. Саратова, Муниципальному учреждению “Дирекция Единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова, Администрации Ленинского района г. Саратова о взыскании в порядке субсидиарной ответственности долга учреждения - МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ в размере 160615,05 рублей.

Определением суда от 10.03.2009. в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве ответчика, привлечена Администрация Ленинского района г. Саратова.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 6 июля 2009 года по делу N А57-1406/09 исковые требования удовлетворены. Суд своим решением взыскал с муниципального образования “Город Саратов“ в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств Казны муниципального образования “Город Саратов“ в пользу истца - общества с ограниченной ответственностью “Саратовспецавто“, г. Саратов в порядке субсидиарной ответственности задолженность МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ за оказанные услуги по вывозу твердых бытовых отходов по договору N 4 от 01.01.2007. за период с 01.01.2007. по 31.05.2008. в размере 160615,05 рублей, в отношении
остальных ответчиков в иске отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом Администрация муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, в удовлетворении исковых требований к Комитету по финансам Администрации муниципального образования “Город Саратов“ отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель считает, что не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 6 июля 2009 года по делу N А57-1405/09, вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратов“, г. Саратов явился в судебное заседание, в представленном суду отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ООО “Саратовспецавто“ в представленном суду отзыве возражает против удовлетворения жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просит оставить решение без изменения.

Представитель Администрации Ленинского района администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.08.2008 по делу N А57-9006/08-116 с МУ “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ в пользу ООО “Саратовспецавто“ взыскана
задолженность по договору N 4 от 01.01.2007 в размере 155995,15 рублей за период с 01.01.2007 по 31.05.2008, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4619,9 рублей.

Решение суда вступило в законную силу, и 14.10.2008 истцу выдан исполнительный лист N С 167831 для принудительного исполнения.

ООО “Саратовспецавто“ предъявило исполнительный лист на исполнение в Комитет по финансам Администрации г. Саратова. Согласно письму Комитета по финансам Администрации г. Саратова N 07-02-11/179 от 29.12.2008, лицевой счет МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ в Комитете по финансам Администрации г. Саратова отсутствует, в связи, с чем исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.

29 октября 2008 года Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области своим постановлением возбудил исполнительное производство N 63/46/633/10/2008.

19 января 2009 года, постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области Татарян Т.В. исполнительное производство N 63/46/633/10/2008 окончено, в связи с отсутствием у учреждения имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен ООО “Саратовспецавто“.

Таким образом, истец, как в соответствии с Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, так и с Бюджетным кодексом РФ использовал возможность для взыскания по исполнительному листу N С 167831 от 14.10.2008, и получения присужденной суммы.

Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

Из материалов дела следует, что основной должник - МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Собственником имущества МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ является муниципальное образование “Город Саратов“. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что субсидиарную ответственность по обязательствам МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ несет муниципальное образование “Город Саратов“.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.

Представителем казны муниципального образования г. Саратов является Комитет по финансам Администрации г. Саратова. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 3.2 Решения Саратовской городской думы N 21-183 от 23.06.1998 “О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью“, полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время - Комитет по финансам Администрации г. Саратова.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или
условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к указанным публично-правовым образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый
орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования “город Саратов“ в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.

Кроме того пунктом 35 “О Положении о бюджетном процессе в городе Саратове“, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271 (в редакции от 25.09.2008) установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города осуществляется комитетом по финансам администрации города в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 также разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Из положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года
N 21-202 следует, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20), то есть не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования.

Администрация Ленинского района г. Саратова согласно сводным реестрам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города на 2009 год выполняет функции главного распорядителя бюджета города только в отношении муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений.

Таким образом, судебная коллегия считает, что субсидиарную ответственность по обязательствам МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ несет муниципальное образование “Города Саратов“, интересы которого в арбитражном суде должен представлять Комитет по финансам Администрации г. Саратова.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба Администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июля 2009 года по делу N А57-1406/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

С.В.НИКОЛЬСКИЙ

Судьи

В.А.КАМЕРИЛОВА

В.Б.ШАЛКИН