Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А12-9545/2009 По делу о признании незаконным и отмене постановления о назначении наказания по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2009 г. по делу N А12-9545/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Гребенникова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дременковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2009 года по делу N А12-9545/2009 (судья Литвин С.Н.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“, г. Волгоград,

к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград,

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

без участия
в заседании представителей:

ООО “Жилищная эксплуатационная компания“ - не явился, извещен,

Государственной жилищной инспекции Волгоградской области - не явился, извещен,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“ (далее - ООО “ЖЭК, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о назначении административного наказания N 551 от 30 апреля 2009 года, в соответствии с которым ООО “ЖЭК“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 45000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2009 года ООО “ЖЭК“ отказано в удовлетворении заявленных требований.

ООО “ЖЭК“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 28 мая 2009 года и принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить Постановление Государственной жилищной инспекции Волгоградской области N 551 от 30 апреля 2009 года о привлечении ООО “ЖЭК“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.

Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором указывает, что считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

ООО “ЖЭК“ извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления N
99006 5, N 99008 9, N 99007 2 о вручении корреспонденции). Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление N 99009 6 о вручении корреспонденции). Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21 апреля 2009 года на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области N 551 от 17 апреля 2009 года сотрудником инспекции проведена внеплановая инспекционная проверка технического состояния подъезда N 1 жилого дома N 26 по ул. Академическая в Ворошиловском районе города Волгограда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, “Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 “О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации“, Положением о Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03 апреля 2006 г. N 376,
“Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги“, ВСН 58-88Р Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения“.

В ходе проверки установлены нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, а также обязательных требований п. п. 3.2.2, 3.2.8, 4.4.1, 4.4.15, 4.7.2, 4.8.4, 4.8.14, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170 (далее Правила), а именно неудовлетворительное содержание и ремонт поверхности полов, ступеней при входе в подъезды остекление подъездных оконных рам, вторых оконных рам, лестничных клеток, системы электроосвещения мест общего пользования.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 551 составленным с участием представителя ООО “ЖЭК“ Тропининой Н.С. по доверенности N 116 от 20 апреля 2009 года.

22 апреля 2009 года в отношении ООО “ЖЭК“ составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30 апреля 2009 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Кутузовым Г.А. было вынесено постановление N 551 о назначении административного наказания в виде наложения на ООО “ЖЭК“ штрафа в размере 45 000 рублей.

Не согласившись с постановлением N 551 от 30 апреля 2009 года ООО “ЖЭК“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод
суда первой инстанции правомерным по следующим основаниям.

Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Таким образом, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Обществом требований установленных Правилами.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил. Указанные нарушения были отражены и описаны в акте проверки N 551 от 21 апреля 2009 года и лицом, привлеченным к административной ответственности, не оспорены.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом
не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.

Как видно из материалов дела, ООО “ЖЭК“ является управляющей организацией в многоквартирном доме N 26 по ул. Академической Ворошиловского района г. Волгограда на основании договора управления от 01 октября 2008 года.

В соответствии с п. 1.1 данного договора управляющая организация обязуется оказывать собственникам помещений услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, организовывать предоставление коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования, содержания и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по
заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, Общество является лицом, ответственным за содержание переданного ему жилого фонда. Следовательно, в рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ООО “ЖЭК“.

Не может быть принят судом апелляционной инстанции довод подателя жалобы о том, что административным органом не доказано, что выявленные нарушения возникли в период управления ООО “ЖЭК“.

ООО “ЖЭК“ как управляющая организация обязано принимать своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома и несет ответственность за его надлежащую техническую эксплуатацию. За период своей деятельности ООО “ЖЭК“ не приняло достаточных мер по устранению имеющихся нарушений в содержании общего имущества многоквартирного дома.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Каких-либо обстоятельств, препятствующих выполнению обществом своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, судами первой и апелляционной инстанции не установлено.

С принятием дома в управление, то есть с 01.10.2008, обязанности по его содержанию и ремонту возникли у управляющей организации - ООО “ЖЭК“, которая с этого момента несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Принимая на себя управление многоквартирными домами, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств.

Судами установлено также, что вопрос о сборе средств для производства капитальных видов работ в установленном порядке не решался. Управляющая организация ООО “ЖЭК“ не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилом доме дефектов.

Таким образом, административным органом представлены достаточные доказательства, позволяющие установить обстоятельства совершения правонарушения и вину заявителя.

Также, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правомерно не принят довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации
правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 данного Постановления дано разъяснение, что квалификация правонарушения как малозначительность может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда. С учетом обстоятельств дела суд первой инстанции не посчитал правонарушение малозначительным. Для переоценки этих выводов у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Тот факт, что Общество по состоянию на 06 мая 2009 года, то есть до вынесения решения суда первой инстанции, самостоятельно устранило совершенное правонарушение, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено.

Протокол N 551 от 22 апреля 2009 года об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя Общества (л.д. 53).

ООО “ЖЭК“ уведомлено о времени и месте составления протокола надлежащим образом (уведомление N 551/1 от 21 апреля 2009 года), что подтверждается входящим штампом Общества на уведомлении за N 2654 от 21 апреля 2009 года (л.д. 52).

Оспариваемое постановление вынесено в отсутствии представителя Общества, надлежащим образом извещенного
о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается входящим штампом Общества на протоколе об административном правонарушении за N 2271 от 22 апреля 2009 года (л.д. 53).

Следовательно, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты. Оно имело возможность квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ООО “ЖЭК“ следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2009 года по делу N А12-9545/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий

Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи

С.Г.ВЕРЯСКИНА

А.И.ГРЕБЕННИКОВ