Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу N А12-1299/2009 По делу о признании незаконными действий, повлекших снятие земельного участка с государственного кадастрового учета, об устранении нарушения прав заявителя.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2009 г. N А12-1299/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ханиной А.Н.

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ Черкасовой С.Г., действующей по доверенности от 12.01.2009, представителя комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда Мананкова В.Н., действующего по доверенности от 30.04.2008 N 5931,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2009 года по делу N
А12-1299/2009 (судья Лаврик Н.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ (г. Элиста, Республика Калмыкия)

к администрации г. Волгограда (г. Волгоград)

заинтересованные лица: комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда (г. Волгоград), Управление Роснедвижимости по Волгоградской области (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью “Стройкапитал“ (г. Волгоград)

о признании незаконными действий, повлекших снятие земельного участка с государственного кадастрового учета, об устранении нарушения прав заявителя,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ (далее - ООО “Энергопромстрой“, заявитель) к администрации Волгограда о признании незаконными действий структурного подразделения администрации Волгограда - комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, повлекших снятие Управлением Роснедвижимости по Волгоградской области с государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, площадью 19773 кв. м, учетный номер N 4-38-18, кадастровый номер N 34:34:040021:0019. В качестве способа восстановления нарушенных прав истец просит обязать администрацию в лице комитета земельных ресурсов совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (учетный номер 4-38-19) с ранее присвоенным уникальным кадастровым номером 34:34:040021:0019.

Определениями арбитражного суда от 04.02.2009 и 18.02.2009 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Роснедвижимости по Волгоградской области, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, общество с ограниченной ответственностью “Стройкапитал“ (далее - ООО “Стройкапитал“).

Решением суда первой инстанции от 26 марта 2009 года заявленные требования ООО “Энергопромстрой“ удовлетворены.

Комитет земельных ресурсов Волгограда не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

ООО “Энергопромстрой“ против удовлетворения апелляционной
жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Администрация Волгограда, ООО “Стройкапитал“ поддерживают доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.

Управление Роснедвижимости Волгоградской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Представители администрации города Волгограда, Управления Роснедвижимости Волгоградской области, ООО “Стройкапитал“ в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается телеграммами, поданными по квитанциям N 00331, N 00231, N 00431.

Администрацией Волгограда заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа местного самоуправления. Судом ходатайство удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку в рассматриваемом случае органом местного самоуправления не допущено нарушений ни закона, ни прав заявителя.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 ООО “Трипл Н“ для строительства многофункционального административно-гостиничного комплекса предварительно согласован земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Пархоменко, площадью 19773 кв. м, учетный номер N 4-38-19.

Постановлением администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 право предварительного согласования места размещения объекта переоформлено на ООО “Лидер“, которое сменило свое фирменное наименование на ООО “Энергопромстрой“, согласно протоколу от 21.03.2007 общего собрания участников ООО “Лидер“ (т. 2 л.д. 82).

В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 заявителем сформирован земельный участок.

На основании
заявки ООО “Энергопромстрой“ от 09.11.2007 земельный участок (учетный номер 4-38-19) поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером N 34:34:040021:0019.

26 ноября 2007 года ООО “Энергопромстрой“ выдан кадастровый план N 2-34-03/07-3199 с указанием вида использования земельного участка для размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса.

04 декабря 2007 года ООО “Энергопромстрой“ обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Пархоменко, для строительства объекта (т. 1 л.д. 77).

Администрацией Волгограда принято постановление от 18.03.2008 N 543 “Об отмене постановления Администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 “О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта“ и об отказе ООО “Энергопромстрой“ в предоставлении земельного участка (учетный номер N 4-38-19) для строительства объекта“ (т. 1 л.д. 73).

14 апреля 2008 года ООО “Энергопромстрой“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 18.03.2008 N 543. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 делу N А12-6109/2008 требования истца были удовлетворены. В порядке восстановления нарушенных прав заявителя на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить ООО “Энергопромстрой“ спорный земельный участок для строительства многофункционального административно-гостиничного комплекса (т. 1 л.д. 83 - 87).

04 июля 2008 года комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда обратился с заявлением в Управление Роснедвижимости по Волгоградской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с учетным номером 4-38-19.

В качестве основания для снятия участка с кадастрового учета прилагалось постановление главы Волгограда от 18.03.2008 N 543.

Управление Роснедвижимости по Волгоградской области вынесло решение от 09.07.2008 N 2150 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, о чем уведомило заявителя.

Не
согласившись с указанными действиями структурного подразделения администрации Волгограда - комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, ООО “Энергопромстрой“ оспорило их в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО “Энергопромстрой“ требования, исходил из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 по делу N А12-6109/2008. Указанное решение отменено решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 делу N А12-6109/2008 в связи с пересмотром дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционная коллегия считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспоренными действиями не нарушены закон и права заявителя.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 ГК РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В рассматриваемом случае отсутствуют оба названных условия.

ООО “Энергопромстрой“ не приобрело прав на спорный земельный участок, на которые могут повлиять оспоренные действия органа местного самоуправления.

Решением Центрального районного суда города Волгограда от 12.02.2009 по делу N 2-1634/09 признано недействительным постановление администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 “О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта“, которым орган местного
самоуправления согласовал место размещения объекта ООО “Энергопромстрой“.

Учитывая изложенное и положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что права заявителя не нарушены.

Апелляционная коллегия считает, что оспоренные действия совершены органом местного самоуправления без нарушений закона в пределах своей компетенции. Заявитель не указал, какие именно нормы нарушены администрацией Волгограда при совершении оспариваемых действий.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ осуществил проверку оспариваемых действий органа местного самоуправления. Нарушений закона не установлено.

Выводы суда первой инстанции были основаны на преюдициальном значении решения Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 по делу N А12-6109/2008, отмененного в порядке главы 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 16 и части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ в основу своих выводов положил решение по делу N А12-6109/2008. Иных обоснований для признания оспариваемых действий органа местного самоуправления незаконными суд первой инстанции в обжалуемом решении не привел.

Несостоятельна ссылка заявителя на произведенные им расходы, связанные с формированием земельного участка, поскольку данное обстоятельство не влияет на оценку законности оспариваемых действий. Затраты на оформление земельного участка не дают права претендовать на его предоставление при несоблюдении установленной земельным законодательством процедуры. Для защиты интересов соискателя прав на участок земельным законодательством предусмотрена возможность требовать от органа местного самоуправления возмещения убытков, понесенных им в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. В
соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в удовлетворении требований ООО “Энергопромстрой“ следует отказать.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции возлагает расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции на ООО “Энергопромстрой“.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2009 года по делу N А12-1299/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ (г. Элиста, Республика Калмыкия) в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий структурного подразделения администрации Волгограда - комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, повлекших снятие Управлением Роснедвижимости по Волгоградской области с государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, площадью 19773 кв. м, учетный номер 4-38-18, кадастровый номер 34:34:040021:0019.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ (г. Элиста, Республика Калмыкия) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Энергопромстрой“ (г. Элиста, Республика Калмыкия) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий

М.А.АКИМОВА

Судьи

С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Н.Н.ПРИГАРОВА