Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А06-1242/2009 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление перевозок пассажиров автотранспортом с нарушением лицензионных требований и условий.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. по делу N А06-1242/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Астрахань)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2009 года по делу N А06-1242/2009 (судья Гришина Р.М.)

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по
Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Астрахань)

к открытому акционерному обществу “АстраханьПассажирТранс“ (г. Астрахань)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “АстраханьПассажирТранс“ (далее - ОАО “АстраханьПассажирТранс“, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2009 года в удовлетворении требований административного органа отказано.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные Управлением требования удовлетворить и привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В апелляционной жалобе административный орган настаивает на том, что должностные лица ОАО “АстраханьПассажирТранс“, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, не прошли в установленном порядке аттестацию и проверку знаний нормативно-правовых актов. Этот факт судом первой инстанции установлен. С выводом суда о том, что Управление обязано в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11, довести до сведения предприятий графики проведения заседаний специальной комиссии по аттестации и проверке знаний, административный орган не согласен. Сведения о том, что работники Общества Плужникова Л.А.,
Толстов И.М., Комаров В.О., Корчунов А.С. подлежат аттестации ОАО “АстраханьПассажирТранс“ в Управление не направляло. В связи с чем, в Управлении отсутствовала информация о наличии не аттестованных работников, их количестве, занимаемых должностях работников, подлежащих аттестации и т.п. Судом признаны достаточными доказательствами в опровержение доводов Ответчика представленные графики движения, утвержденные администрацией г. Астрахани, и журнал проведения ежесменного инструктажа. Однако, административный орган считает, что указанные документы носят общий характер. Так, представленный график движения, утвержденный администрацией г. Астрахани, является общим расписанием движения автобусов, без указания на даты, смены водителей, времени перерывов и отдыха.

ОАО “АстраханьПассажирТранс“ письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

В судебное заседание представители сторон не явились. О месте и времени судебного заседания Управление, ОАО “АстраханьПассажирТранс“ извещены надлежащим образом, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 97178 3, N 97179 0 о вручении почтовых отправлений адресатам соответственно 27 апреля 2009 года.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным удовлетворить ходатайства сторон и рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения
арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 28 февраля 2007 года ОАО “АстраханьПассажирТранс“ зарегистрировано в качестве юридического лица и в установленном законом порядке поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Астрахани о чем выдано свидетельство серии 30 N 000897184. (т. 1 л.д. 35 - 36)

ОАО “АстраханьПассажирТранс“ имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, регистрационный номер N АСС-30-2521-001 от 13 октября 2005 года, сроком действия до 12 октября 2010 года. (т. 1 л.д. 34)

04 марта 2009 года по факту совершения водителем Общества дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был госпитализирован пешеход Кибедов М.С., комиссией Управления проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий ОАО “АстраханьПассажирТранс“, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий, которые выразились в следующем:

- нарушение составления графика работы (сменности) за декабрь 2008 года, отсутствие графика работы (сменности) за январь 2009 года;

- не прохождение аттестации и проверки знаний нормативно-правовых актов диспетчером Плужникова Л.А., механиками ОТК Толстов И.М., Комаров В.О., механиком автоколонны Корчунов А.С.;

- не произведена корректировка расписания движения транспортных средств при неблагоприятных изменениях дорожных и метеорологических условий 3 - 4, 6, 9 - 23, 30 - 31 января 2009 года и 1 - 3, 6 - 7, 10 - 14 февраля 2009 года.

Указанные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки соблюдения лицензионных требований и условий N 341-П от 04 марта 2009 года. (л.д. 11 - 12)

По результатам проверки 04 марта 2009 государственным инспектором Управления Дьяковым А.В.
составлен протокол по делу об административном правонарушении N 000527, которым действия ОАО “АстраханьПассажирТранс“ квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к компетенции судей арбитражных судов (часть 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

10 марта 2009 года Управление обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении ОАО “АстраханьПассажирТранс“ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод об отсутствии в действиях ОАО “АстраханьПассажирТранс“ признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не установил нарушение лицензионных требований.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы пришел к иным выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Как следует из материалов дела, ОАО “АстраханьПассажирТранс“ имеет лицензию на осуществление перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, регистрационный номер N АСС-30-2521-001 от 13 октября 2005 года, сроком действия до 12 октября 2010 года.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).

Статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определено понятие “лицензионные требования и условия“ как совокупность установленных положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В рассматриваемом случае к лицензионным требованиям согласно пункту 4 “Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек“, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 637 от 30 октября 2006 года, относится соблюдение лицензиатом установленных законом и иными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Минтранса Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 11 марта 1994 года N 13/11 “Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов“ (далее - Приказ N 13/11) аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

Согласно пункту 2 Приказа N 13/11 назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

Согласно пункту 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 30 марта 1994 года N 15 владельцы лицензий назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Таким документом о прохождении
лицом специальной подготовки является удостоверение, выданное на основании протокола аттестационной комиссии, подписанное председателем аттестационной комиссии.

В соответствии с пунктом 3 Приказа N 13/11 аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

Досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Таким образом, принятие на должность исполнительных руководителей и специалистов без прохождения ими проверки знания нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения и аттестации является нарушением лицензионных требований.

Из протокола об административном правонарушении N 000527 от 04 марта 2009 года следует, что диспетчер Ф.И.О. (приказ о назначении должность N 1544-К от 06.11.08 г.), механики ОТК: Толстов Иван Михайлович (приказ о назначении должность N 1191-К от 17.09.08 г.), Комаров Владислав Олегович (приказ о назначении должность N 1713-К от 02.12.08 г.), механик автоколонны Корчунов Александр Сергеевич (приказ о назначении должность N 161-К от 30.01.2009 г.) аттестацию и проверку знаний нормативно-правовых актов не проходили.

Это является нарушением лицензионных требований. Вывод суда первой инстанции о том, аттестацию и проверку знаний при назначении на должности, указанные в Перечне, проводит Управление по графикам, которые он обязан довести до сведения предприятий, не исключает факта совершения ОАО “АстраханьПассажирТранс“ вменяемого административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях или законами субъектов
об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях).

ОАО “АстраханьПассажирТранс“ не представило доказательств невозможности соблюдения лицензионных требований в части назначения на должности работников прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами, а равно принятие всех необходимых и достаточных мер для прохождения указанными работниками аттестации и проверки знания, в том числе направление соответствующих сведений в Управление и др.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Положения “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Как следует из протокола об административном правонарушении, Обществу вменяется отсутствие утвержденных графиков работы (сменности).

В ходе судебного разбирательства графиков работы (сменности) ОАО “АстраханьПассажирТранс“ не представлено и в материалах дела не имеется.

Представленные Обществом в суд первой инстанции расписания движения автобусов по маршрутам N 17, 19, 20, 23, 25 (т. 1 л.д. 122 - 132) являются общим расписанием автобусов, которые не содержат сведений о времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного
(междусменного) и еженедельного отдыха конкретных водителей.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований делать вывод о соблюдении ОАО “АстраханьПассажирТранс“ положений пункта 4 Положения “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“. Обществом не представлен график работы (сменности) на январь 2009 года, утвержденный работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5.7.6 Положения “Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов“, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09 марта 1995 года N 27 при неблагоприятных изменениях дорожных или метеорологических условий, создающих угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дорожного покрытия, гололедица, сильный туман, заносы и т.д.), организация обязана провести оперативную корректировку графиков (расписаний) движения в сторону снижения скорости или отменить график движения, а при необходимости не допустить к выезду на линию или обеспечить иным образом прекращение движения транспортных средств.

Как следует из материалов дела, ГУ “Астраханский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ представлены сведения о том, что 9 - 10, 14 - 17, 19 - 22, 30 января 2009 года и 6 - 7, 11 - 13, 17 февраля 2009 года в г. Астрахани на дорогах образуется гололедные, изморозные явления, туман. (т. 1 л.д. 38)

В материалах дела не имеется документов, свидетельствующих, что Обществом организовано проведение оперативной корректировки
скорости движения транспортных средств по маршруту, в сторону снижения скорости в связи с неблагоприятными погодными явлениями.

Из представленных в материалы дела путевых листов следует, что корректировка графиков (расписаний) движения Обществом путем проставления специальных отметок в путевых листах производилась только 14 января 2009 года, 01, 03 и 11 февраля 2009 года путем проставления штампа, содержащего следующий текст: “водитель, сегодня скользко, будь осторожен... “. (т. 1 л.д. 61 - 62, 96 - 99, 109 - 110)

Однако данные доказательства не являются достаточными для признания соблюдения Обществом требований статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ и пункта 5.7.6 Положения “Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов“.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО “АстраханьПассажирТранс“ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушение Обществом условий, предусмотренных лицензией, административным органом доказано.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, устанавливает не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (за исключением дел о нарушении законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и т.д.).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.

Как следует из акта проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий N 341-П от 04 марта 2009 года, административное правонарушение в действиях ОАО “АстраханьПассажирТранс“ выявлено административным органом 04 марта 2009 года в 10 часов 10 минут.

С учетом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности ОАО “АстраханьПассажирТранс“ истек 04 мая 2009 года.

Статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким обстоятельством в силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, срок привлечения Общества к административной ответственности на дату рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы (14 мая 2009 года), истек, что в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность рассмотрения заявления о привлечения Общества к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, производство по делу о привлечении ОАО “АстраханьПассажирТранс“ к административной ответственности подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2009 года по делу N А12-1758/2009 отменить.

Производство по делу по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении открытого акционерного общества “АстраханьПассажирТранс“ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

Т.С.БОРИСОВА

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

М.А.АКИМОВА