Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу N А12-5176/2009 По делу об оспаривании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. по делу N А12-5176/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “18“ мая 2009 года

Полный текст постановления изготовлен “19“ мая 2009 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александровой Л.Б.

судей: Жевак И.И., Пригаровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2009 г. по делу N А12-5176/2009 (судья Тельдеков А.В.)

по заявлению предпринимателя Ф.И.О. (г. Волгоград)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области
(г. Волгоград)

об оспаривании постановления от 11 марта 2009 года N 034-60-Д-000116 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

установил:

Предприниматель Засорина Л.П. обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления N 034-60-Д-000116 от 11 марта 2009 года по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым предприниматель Засорина Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме трех тысяч рублей.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области N 034-60-Д-000116 от 11 марта 2009 года о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3 000 руб.

Административный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя Засориной Л.П.

Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции при принятии решения нарушены нормы материального права. Административный орган полагает, что осуществление контроля за применением организациями контрольно-кассовой техники возложено законом на налоговые органы, которые имеют право проводить проверочные закупки, а так же то, что законом не ограничено право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в личных целях.

Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу, не представил.

Стороны в судебное заседание не явились. О времени
и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления N 98831, 98832. Почтовое отправление N 98831 вручено предпринимателю Засориной Л.П. 04 мая 2009 г., почтовое отправление N 98832 вручено административному органу 05 мая 2009 г. Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного органа и предпринимателя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Обсудив доводы апелляционной жалобы,изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05 марта 2009 года сотрудниками межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области старшем государственным налоговым инспектором Гавриловым Р.А. и специалистом 1 разряда Тарасовым Д.С., на основании поручения от 05 марта 2009 г. N 122 была проведена проверка торгового отдела, расположенного в торговом центре “Галерея“ по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче - Крестьянская, 11а, принадлежащего предпринимателю Засориной Л.П., по вопросу соблюдения законодательства о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Проверка проведена в присутствии продавца Ждановой А.Н.

По результатам проверки 05 марта 2009 г. составлен акт N 005305, из которого следует, что при продаже одной подвески по цене 100 рублей была применена ККТ модели “Ока 102К“ с истекшем сроком амортизации, а именно она не была включена в Государственный реестр, что приравнивается к неприменению контрольно - кассовой техники и является нарушением требований ст. 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ.

05 марта 2009 года старшим налоговым инспектором Гавриловым Р.А. в отношении предпринимателя Засориной Л.П. в ее присутствии. был составлен протокол об административном правонарушении N 034-60-Д-000116.

11 марта 2009 года исполняющим обязанности начальника межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области Слизковой Л.А. было принято постановление по делу об административном правонарушении N 034-60-Д-00016, согласно которому предприниматель Засорина Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и полагая, что индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель Засорина Л.П. обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя Засориной Л.П., пришел к выводу о том, что инспекцией не установлены подтверждающие вину предпринимателя обстоятельства, которые свидетельствовали бы о совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, не представлены доказательства, добытые в соответствии с
требованиями законодательства. Суд первой инстанции правомерно указал на то, что оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности не имелось.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, подтвержденными материалами дела и соответствующими нормам материального права.

В соответствии со статьями 2, 4 и 5 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт“ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ от 21.03.1991 г. N 943-1, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что сотрудниками межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области осуществлена проверочная закупка одной подвески по цене 100 рублей 00 копеек в торговом отделе предпринимателя.

Между тем, проверочная закупка в силу положений ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст. 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Данная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 02 сентября 2008 г. N 3125/08.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением
закона.

Следовательно, доказательства неприменения контрольно-кассовой техники в торговом отделе, принадлежащем заявителю, получены административным органом с нарушением ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ N 144-ФЗ от 12.08.1995 г., поэтому не могут быть использованы в деле об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Довод административного органа в той части, что контрольная закупка не осуществлялась административным органом, а товар приобретался для личного потребления, опровергается собранными по делу доказательствами.

Так, проверка осуществлена на основании поручения N 122 от 05 марта 2009 г., что опровергает характер приобретения товара для личного потребления. Кроме того, закупка произведена двумя должностными лицами, что также свидетельствует об отсутствии цели личного потребления товара.

Если товар приобретался гражданином для личного пользования, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении должно являться сообщение или заявление физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Такое заявление физического лица в административный орган не поступало.

В качестве приложения к протоколу об административном правонарушении значится акт проверки от 05 марта 2009 г., оформленный по результатам проверки проведенной во исполнение поручения N 122 от 05 марта 2009 г., и акт проверки наличных денежных средств кассы.

В протоколе об административном правонарушении прямо указано, что административное правонарушение выявлено в ходе проверки.

Проверка инспекцией проведена в отсутствии предпринимателя либо его представителя, действующего на основании доверенности. Продавец Жданова А.Н., подписавшая акт проверки и давшая объяснения, не является представителем предпринимателя.

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что обстоятельства совершения административного правонарушения выявлены не в
ходе приобретения товара в личное пользование, а в ходе контрольных мероприятий в отношении предпринимателя Засориной Л.П.

Арбитражный суд апелляционной инстанции доводы административного органа, изложенные в апелляционной жалобе, находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, не опровергающими выводов суда первой инстанции. Обоснован вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, поскольку в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенного правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Гаврилов Р.А. и Тарасов Д.С., должностные лица инспекции ФНС N 10 по Волгоградской области, выявившие административное правонарушение, при наличии у них соответствующих
полномочий вправе были составить протокол об административном правонарушении либо протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренный ст. 27.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, либо с момента составления протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии со ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий. Согласно ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу территории осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. Таким образом, факт административного правонарушении при непосредственном его обнаружении зафиксирован не был.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе об административном правонарушении N 034-60-Д-000116 не описано событие административного правонарушения. Так, не указан срок амортизации контрольно-кассовой техники,
несмотря на то, что в вину вменено применение ККТ с истекшим сроком амортизации. Данные обстоятельства являются юридически значимыми и подлежащими установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

На основании протокола N 034-60-Д-000106 было вынесено постановление, несмотря на то, что должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, обязано было выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, в том числе, как описано событие административного правонарушения (ст. 29.1 КоАП РФ).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, соответствуют доводам, содержащимся в отзыве на заявление, представленном в суд первой инстанции, которым судом первой инстанции дана полная, всесторонняя и объективная оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган в ходе апелляционного производства не опроверг выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и не подлежащим отмене. Апелляционная жалоба ИФНС России N 10 по Волгоградской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2009 года по делу N А12-5176/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области (г. Волгоград) - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи

И.И.ЖЕВАК

Н.Н.ПРИГАРОВА