Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А12-70/2009 Дело о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу сооружения, и устранении нарушения прав заявителя.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. по делу N А12-70/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Гребенникова А.И., Жевак И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ханиной А.Н.

при участии в заседании представителя закрытого акционерного общества работников “Народное предприятие “Конфил“ Суровцева В.А., действующего по доверенности от 19.01.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества работников “Народное предприятие “Конфил“ (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2009 года по делу N А12-70/2009 (судья Лаврик Н.В.)

по заявлению закрытого акционерного общества
работников “Народное предприятие “Конфил“ (г. Волгоград)

к администрации Волгограда (г. Волгоград), комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)

заинтересованные лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (г. Волгоград), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области (г. Волгоград), Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград)

о признании незаконным отказа в приобретении в собственность земельного участка и устранении нарушения прав заявителя,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество работников “Народное предприятие “Конфил“ (далее - ЗАОр “НП “Конфил“, заявитель) с заявлением к администрации Волгограда и комитету земельных ресурсов администрации Волгограда о признании незаконным отказа в приобретении в собственность ЗАОр “НП “Конфил“ земельного участка общей площадью 408 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Козловская, д. 56, кадастровый номер 34: 34: 050039: 16, учетный номер 05-72-31, на котором расположены принадлежащие ЗАОр “НП “Конфил“ сооружения и обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда подготовить проект решения о предоставлении истцу указанного земельного участка в собственность, а также об обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда заключить с ЗАОр “Конфил“ договор купли-продажи земельного участка.

Определением арбитражного суда от 02.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области (т. 1 л.д. 76 - 78).

Определением арбитражного суда от 17.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (т. 1 л.д. 97 - 100).

В
соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил требования. Просит признать незаконным отказ администрации Волгограда в лице уполномоченного органа - комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в приобретении в собственность ЗАОр “НП “Конфил“ спорного земельного участка общей площадью 408 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Козловская, д. 56, кадастровый номер 34: 34: 050039: 16, учетный номер 05-72-31. Одновременно заявитель просит восстановить нарушенные права путем обязания администрации Волгограда принять решение о предоставлении ЗАОр “НП “Конфил“ на праве собственности спорного земельного участка. Кроме того, обязать администрацию Волгограда в лице комитета земельных ресурсов администрации Волгограда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его в адрес ЗАОр “НП “Конфил“, обязать администрацию Волгограда в лице уполномоченного органа - комитета земельных ресурсов администрации Волгограда заключить с ЗАОр “НП “Конфил“ договор купли-продажи указанного земельного участка.

Решением суда первой инстанции от 11.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

ЗАОр “НП “Конфил“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым требования ЗАОр “НП “Конфил“ удовлетворить.

Администрация Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области не представили отзывы на апелляционную жалобу.

Администрация Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 13 94723 8, N 410031 13 94724 5, N 410031 13 94728 3, N 40031 13 94725 2, N 40031 13 94726 9, N 40031 13 94727 6. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ЗАО “НП “Конфил“, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ЗАОр “НП “Конфил“ создано в результате реорганизации АООТ “Фирма “Конфил“, преобразованного из государственного предприятия “Кондитерская фабрика им. Ленина“. В акт оценки стоимости имущества государственного предприятия (раздел - сооружения), который является составной частью плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.12.1992 N 420, включен пожарный водоем, расположенный на земельном участке по адресу: г Волгоград, Ворошиловский район, ул. Козловская, 56 (т. 1 л.д. 38).

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 12 Постановления от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, следует, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом
приватизации.

Поскольку право собственности на пожарный водоем возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, это право в силу пункта 1 статьи 6 указанного закона признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.

Земельный участок общей площадью 408 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Козловская, д. 56, учетный номер 05-72-31, находится у заявителя на праве аренды в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 15.03.1996 N 152 (т. 1 л.д. 22 - 26). Указанному участку в результате постановки на кадастровый учет присвоен кадастровый номер 34: 34: 050039: 16.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 13.08.2008 N 2074-06/06-369, спорный участок относится к категории земель - земли поседений, разрешенное использование земельного участка определено для эксплуатации центрального склада (т. 1 л.д. 44 - 45).

02 сентября 2008 года ЗАОр “НП “Конфил“ обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о передаче в собственность за плату арендуемого земельного участка с кадастровым номером 34: 34: 050039: 16, указав, что на данном земельном участке находится объект недвижимости - пожарный водоем, принадлежащий заявителю на праве собственности.

Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда письмом от 19.12.2008 N 19131 сообщил о невозможности передачи заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок предоставлен для эксплуатации центрального склада, и изменение его разрешенного вида использования не произведено (т. 1 л.д. 17).

ЗАОр “НП “Конфил“, расценив ответ комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в письме от 19.12.2008 N 19131 как отказ в выкупе спорного земельного участка, оспорило его в
судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, правильно указал, что уполномоченный орган местного самоуправления не отказывал заявителю в выкупе земельного участка. Препятствием для приобретения данного земельного участка в собственность служит несоответствие данных кадастрового учета о разрешенном виде его использования фактическому его использованию. Приведение сведений кадастра в соответствие с действительным использованием участка необходимо для правильного определения его выкупной стоимости. Кроме того, заявителем не представлено доказательств отказа в выкупе спорного земельного участка ЗАОр “Конфил“ органом местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельными участками в порядке, установленном Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Исходя из положений абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, распоряжение
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38, пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, обладает Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда), состоящая из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений.

Согласно Положению о комитете земельных ресурсов администрации Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 29.04.2004 N 542, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда является структурным подразделением администрации (с правами юридического лица), однако, распоряжение земельными участками не входит в его компетенцию.

Как видно из материалов дела, письмо от 19.12.2008 N 19131 комитета земельных ресурсов администрации Волгограда содержит разъяснение о необходимости приведения вида разрешенного использования земельного участка с фактическим его использованием и не возлагает на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей, то есть не порождает правовых последствий для ЗАОр “НП “Конфил“.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса, ЗАОр “НП “Конфил“ не представило доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением о реализации своего преимущественного права на приобретение в собственность спорного земельного участка. Представленные документы не свидетельствуют о том, что администрацией Волгограда принималось решение в отношении прав и обязанностей заявителя.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции учитывая, что ЗАОр “НП “Конфил“ обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно отказал в обязании администрации Волгограда принять решение о предоставлении ЗАОр “Конфил“ на праве собственности спорного земельного участка, а также обязании администрации Волгограда в лице уполномоченного органа - комитета земельных ресурсов заключить договор купли-продажи спорного земельного участка. Учитывая, что заявителем не представлено доказательств нарушения администрацией Волгограда прав и законных интересов ЗАОр “Конфил“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, восстановлению в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанными заявителем способами вони не подлежат.

Кроме того, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, правильно указал, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования входит в исключительную компетенцию органа муниципальной власти.

В соответствии с положениями статей 7, 42 Земельного кодекса РФ разрешенное целевое назначение земельного участка служит неотъемлемой частью договора аренды, и его соблюдение является обязательным для правообладателя.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Судами обеих инстанций установлено, что в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости N 2074-06/06-369 земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов,
разрешенное использование определено как для эксплуатации центрального склада (т. 1 л.д. 44 - 45).

Судами обеих инстанций установлено, что в рассматриваемом случае для реализации своих прав как собственника пожарного водоема ЗАОр “НП “Конфил“ не обращался в уполномоченный орган с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу ЗАОр “НП “Конфил“ следует оставить без удовлетворения.

Судебные расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ следует отнести на ЗАОр “НП “Конфил“.

Государственная пошлина уплачена при подаче апелляционной жалобы согласно платежному поручению от 19.03.2009 N 00918 (т. 3 л.д. 14).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2009 года по делу N А12-70/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий

М.А.АКИМОВА

Судьи

А.И.ГРЕБЕННИКОВ

И.И.ЖЕВАК