Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу N А12-2910/2009 Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2009 г. по делу N А12-2910/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Дубровиной О.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон (почтовые уведомления N 98603, 98604, 98605),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела внутренних дел по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области (р.п. Средняя Ахтуба) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2009 года по делу N А12-2910/2009, принятое судьей Романовым С.П., по заявлению муниципального унитарного предприятия “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное
хозяйство“ (р.п. Средняя Ахтуба) об отмене постановления Службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ОВД по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области N 34 АА 070912 от 06 февраля 2009 года о назначении административного наказания,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее по тексту - МУП “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ОВД по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области N 34 АА 070912 от 06 февраля 2009 года о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2009 года требования, заявленные МУП “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ удовлетворены.

Отдел внутренних дел по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области с принятым решением не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать МУП “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, полагая доказанным состав вменяемого правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу МУП “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 13 февраля 2009 года сотрудник ОВД по Среднеахтубинскому району ст. лейтенант Нестеренко при несении службы возле дома N 82 по ул. Октябрьской выявил провал (яму) на пересечении дороги ведущей во двор дома и тротуара. Ограждение ямы в виде трех деревянных щитков
и полиэтиленовой ленты не исключало вероятности попадания в яму проходящих мимо пешеходов. В 17 часов 30 минут того же дня при очередном патрулировании указанного маршрута сотрудник милиции заметил, что пешеход при попытке обойти яму, упала в нее. Милиционер оказал помощь пешеходу и об установленном недостатке дорожного покрытия 14 января 2009 года в устной форме сообщил сотруднику ГИБДД ст. лейтенанту Зубкову С.В. (рапорт - л.д. 73).

14 января 2009 года комиссией в составе: государственного инспектора Службы ДИ и ОД ГИБДД ОВД по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области Зубкова С.В., старшего инспектора ДПС ОГИБДД при ОВД по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области Кривошеева А.В. и заместителя директора ДСУ-6 ОГУП “Волгоградавтодор“ Юдина А.В. было обследовано место вскрытия тротуара возле дома N 82 по ул. Октябрьской и установлено, что место вскрытия тротуара не обозначено соответствующими дорожными знаками и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями, что несет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения. По результатам обследования составлен акт (л.д. 62).

По данному факту 14 января 2009 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 60). В рамках административного расследования установлено, что субъектом административного правонарушения является МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“, проводившее аварийные ремонтные работы водонесущих коммуникаций возле дома N 82 по ул. Октябрьской.

В связи с изложенными обстоятельствами был составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 04 февраля 2009 года серия 34АА 173675 (л.д. 57) и вынесено постановление от 06 февраля 2009 года серии 34 АА
070912 о назначении МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ административного наказания по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек (л.д. 56).

Не согласившись с указанным Постановлением, МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ обжаловало его в арбитражный суд.

Суд требования заявителя об отмене постановления о назначении административного наказания удовлетворил, указав, что административным органом не представлены доказательства того, что именно МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ является организацией ответственной за содержание дорог на территории р.п. Средняя Ахтуба, сославшись на отсутствие таких сведений в Уставе предприятия и на то, что представленные в подтверждение события правонарушения и вины МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ доказательства получены с нарушением требований КоАП РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыва на нее, изучив материалы дела и оценив представленные в него доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункту 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

В соответствии с п. 2.1.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, принятых решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 года N 55/1402, организации, выполняющие работы на проезжей части улиц и магистралей, должны быть оснащены необходимыми техническими средствами безопасности дорожного движения: дорожными знаками с улучшенными светотехническими характеристиками, импульсными сигнальными стрелками, красными габаритными огнями, специальной униформой со светоотражающими вставками для дорожных рабочих, проблесковыми маячками оранжевого цвета для дорожной техники. Номенклатура, количество и место расстановки дорожных знаков определяются исходя из характера проводимых работ, и должны соответствовать утвержденным схемам. Импульсные сигнальные стрелки должны быть включены вне зависимости от времени суток.

Как установлено выше и это подтверждается материалами дела, 14 января 2009 года в 08 часов 30 минут по адресу: ул. Октябрьская 82 обнаружено самовольное вскрытие тротуара (яма размером 3 x 4 м). Место проведения работ в нарушение п. 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, не было обозначено соответствующими дорожными знаками и ограждающими устройствами,
а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными фонарями (фактически место огорожено светоотражающей лентой и тремя деревянными барьерами), предупреждающими участников дорожного движения об опасности.

В ходе проведения административного расследования установлено, что на указанном участке дороге проводились аварийные ремонтные работы водонесущих коммуникаций возле дома N 82 по ул. Октябрьской.

Факт проведения аварийных ремонтных работы водонесущих коммуникаций возле дома N 82 по ул. Октябрьской работ МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ подтверждается представленными в материалы дела объяснениями зам. директора предприятия Бахонькина В.Г. (л.д. 67), из которых следует, что 31 декабря 2008 года МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ для устранения течи водопровода (вода пошла через грунт на проезжую часть) с устного разрешения администрации городского поселения р-на Средняя Ахтуба, вскрыло тротуар возле дома 82 по ул. Октябрьская, р-н Средняя Ахтуба. Устранить причину аварии не удалось. Поэтому до принятия решения о капитальном ремонте данного участка, исток воды был направлен в канализационный колодец. Поскольку работы были не завершены, место их проведения было огорожено световозвращающей лентой и тремя деревянными барьерами. МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ посчитало, что данные меры полностью обеспечивают безопасность движения (л.д. 68).

Данные объяснения отобраны должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении после разъяснения ст. 51 Конституции РФ, а потому являются допустимым и относимым доказательством в силу ст. 26.2 КоАП РФ.

Согласно представленной в материалы дела копии Устава муниципального унитарного предприятия “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ городского поселения р.п. Средняя Ахтуба (л.д. 28 - 33) предприятие создано в целях решения социальных задач (в т.ч. для реализации жилищно-коммунальных услуг) (п. 2.1). Для достижения целей, указанных, в пункте 2.1
настоящего Устава (п. 2.2) оно осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации в том числе следующие виды деятельности: производство земляных работ, производство санитарно- технических работ...

Таким образом, в силу п. 2.1.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ как организация, выполняющая аварийные работы должна была выполнить соответствующие требования, обеспечивающие безопасность участников дорожного движения, однако этого сделано не было.

С учетом вышеизложенного МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.

Вывод суда о том, что административным органом не представлены доказательства того, что именно МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ является организацией ответственной за содержание дорог на территории р.п. Средняя Ахтуба и о том, что Устав МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ таких сведений не содержит, является несостоятельным, поскольку предприятию вменяется административная ответственность не за содержание дорог, а за производство работ на дороге с нарушением пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 15 указанных Основных положений к числу лиц, несущих ответственность за безопасность движения в местах проведения работ, помимо должностных лиц, отнесены также и иные лица.

При обращении с заявлением в арбитражный суд с заявлением МУП не оспаривало факт проведения аварийных работ на дороге, указывало, что им не были установлены красные и желтые сигнальные огни, так как оно полагало, что улица достаточно освещена, считало, что совершенное им правонарушение может быть расценено как малозначительное (л.д. 14 - 15).

Также являются неверными выводы суда первой инстанции о том, что представленные в обоснование административного правонарушения доказательства - акт обследования от 14
января 2009 года (л.д. 42) и фототаблицы (л.д. 43 - 46, 48 - 51, 63 - 66), получены с нарушением требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление), утвержденного Приказом МВД РФ от 08 июня 1999 N 410 “О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации“, контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения различных проверок, в том числе посредством проведения повседневного надзора.

В подпунктах 10.2.8.1 - 10.2.8.4 Наставления установлено, что повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, инспекторами дорожно-патрульной службы и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора контролируется эксплуатационное состояние дорог, при обнаружении фактов повреждения дорог составляется протокол об административном правонарушении, о данных недостатках инспектор дорожно-патрульной службы докладывает дежурному подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог и действует по указанию дежурного.

Таким образом, данные нормы не предусматривают обязательного присутствия представителя субъекта правонарушения при обнаружении дефекта дорожного покрытия при проведении повседневного надзора.

Акт от 14 января 2009 года по обследованию территории ул. Октябрьская в районе д. 82 составлен комиссией в составе сотрудников ГИБДД и заместителя директора ДСУ-6 ОГУП “Волгоградавтодор“ по результатам рапорта, полученного от сотрудника милиции по факту установления в ходе повседневного осмотра повреждения покрытия дороги. Лицо, совершившее правонарушение стало известно в результате административного расследования.

Фототаблицы
также получены в результате административного расследования, в частности на фотоснимке на листе дела 66 помимо привязки к местности, указанной также в иных фототаблицах визуально определяется номер дома, возле которого установлено вскрытие тротуара.

Таким образом, эти доказательства в совокупности с иными сведениями, полученными в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяют в результате оценки по правилам ст. 26.11 КоАП РФ установить событие правонарушения, субъект и вину МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 04 февраля 2009 года серия 34АА 173675 (л.д. 57) и постановления от 06 февраля 2009 года серии 34 АА 070912 о назначении МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ административного наказания по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек (л.д. 56) административным органом не допущено, процессуальные документы составлены в присутствии законного представителя предприятия Н.В. Чернецова, ему были разъяснены права, предусмотренные ст. ст. 25.4 КоАП РФ, 30.2, 30.3, 32.2, о чем свидетельствует его подпись, указаны реквизиты для уплаты штрафа (л.д. 18 оборот).

Административной наказание назначено минимальное в пределах санкции ст. 12.34 КоАП РФ.

Довод МУП “Среднеахтубинское ЖКХ“ в отзыве на апелляционную жалобу об истечении срока привлечения предприятия к административной ответственности отклоняется, как не основанный на нормах КоАП РФ. Предприятие привлечено к административной ответственности административным органом в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, отмена постановления судом первой инстанции не влияет на течение срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от
27 февраля 2009 года по делу N А12-2910/2009 - отменить.

Принять по делу N А12-2910/2009 новый судебный акт.

Отказать муниципальному унитарному предприятию “Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство“ (р.п. Средняя Ахтуба) в удовлетворении заявления об отмене постановления Службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ОВД по Среднеахтубинскому муниципальному району Волгоградской области N 34 АА 070912 от 06 февраля 2009 года о назначении административного наказания.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.

Председательствующий

М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи:

О.А.ДУБРОВИНА

Н.В.ЛУГОВСКОЙ