Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А12-1911/2009 Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. по делу N А12-1911/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “02“ апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен “03“ апреля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дременковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Нотра-Волгоград“, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от “13“ февраля 2009 года по делу N А12-1911/2009 (судья Костерин А.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Нотра-Волгоград“, г. Волгоград,

к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу, г. Ростов-на-Дону,

об оспаривании постановления о назначении административного
наказания,

при участии в заседании представителей:

ООО “Нотра-Волгоград“ - не явился, извещен,

МРУ Росфинмониторинга по ЮФО - не явился, извещен,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Нотра-Волгоград“ (далее - ООО “Нотра-Волгоград“, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, административный орган) N 05-08/287 от 19 декабря 2008 года о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от “13“ февраля 2009 года постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО N 05-08/287 от 19 декабря 2008 года о привлечении ООО “Нотра-Волгоград“ к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначенного наказания со штрафа 75 000 рублей до штрафа 50000 рублей.

ООО “Нотра-Волгоград“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от “13“ февраля 2009 года отменить, производство по делу прекратить.

МРУ Росфинмониторинга по ЮФО представило письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО “Нотра-Волгоград“ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 93910 5.

МРУ Росфинмониторинга по ЮФО о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено
надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 93911 2. Заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления. Судом ходатайство удовлетворено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, с 18 ноября 2008 года по 04 декабря 2008 года сотрудником МРУ Росфинмониторинга по ЮФО Степиным А.В. на основании Приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО Фетисова М.Г. от 07 ноября 2008 года была проведена проверка ООО “Нотра-Волгоград“ по вопросу соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, за период с 01 января 2007 г. по 01 ноября 2008 г.

ООО “Нотра-Волгоград“, зарегистрированное по адресу: г. Волгоград, ул. Донецкая, 16, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району г. Волгограда с 24.01.2007 года.

Основным видом деятельности ООО “Нотра-Волгоград“ является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 года “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ в редакции Федеральных законов от 25.07.2002 года, N 112-ФЗ от 30.10.2002 года N 131-ФЗ, от 28.07.2004 года N 88-ФЗ ООО “Нотра-Волгоград“ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Обществом не разработаны правила внутреннего контроля и программа его осуществления, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение
указанных правил, назначено, однако, приказ о ее назначении в ходе проверки представлен не был, правила не согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, что является нарушением пункта 2 статьи 7 вышеуказанного Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, идентификация лиц, находящихся на обслуживании в организации, на предмет причастности их к экстремистской деятельности, для выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, ООО “Нотра-Волгоград“ фактически не осуществляется.

По факту правонарушения 04 декабря 2008 года ведущим специалистом-экспертом Степиным А.В. в отношении ООО “Нотра-Волгоград“ составлен акт выездной налоговой проверки N 05-08/172Н и протокол об административном правонарушении.

19 декабря 2008 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО Меньшениным А.Е. принято постановление N 05-08/287 о назначении административного наказания, согласно которому ООО “Нотра-Волгоград“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 75000 рублей.

Не согласившись с постановлением N 05-08/287 от 19 декабря 2008 года, ООО “Нотра-Волгоград“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, арбитражный суд первой инстанции указал, что в действиях ООО “Нотра-Волгоград“ имеется состав вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом правил статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное Обществу наказание в виде взыскания штрафа в размере 75000 рублей, судом первой инстанции изменено, уменьшено до минимального размера санкцией, установленной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - штрафа в размере 50 000 рублей.

Апелляционная инстанция
считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Под обязательным контролем в силу статьи 3 данного Закона понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Данные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или
иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организаций или лица.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее закона) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Поскольку ООО “Нотра-Волгоград“ является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

ООО “Нотра-Волгоград“ состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО с 07.02.2007 года.

Однако в нарушение пункта 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, идентификация лиц, находящихся на обслуживании в организации, на предмет причастности их к экстремистской деятельности, для выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, ООО “Нотра-Волгоград“ фактически не осуществлялась.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

В
силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 названного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В ходе проверки административным органом не представилось возможным установить оказание посреднических услуг по купле-продаже недвижимого имущества на суммы свыше 3 000 000 рублей в связи с тем, что хранение документов, в которых отражается заявленная стоимость недвижимого имущества, не ведется.

Однако административным органом выявлено, что ООО “НОТРА-Волгоград“ оказывались посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества (договорам N 21 от 02.05.2007 г., N 19 от 28.04.2007 г., N 9 от 05.02.2008 г.), нерыночная стоимость которого превышает 3 000 000 рублей. Сведения по данным сделкам в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО не направлялись.

Административных материал, имеющийся в материалах дела, подтверждает наличие в действиях ООО “Нотра-Волгоград“ событие административного правонарушения - неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

18 ноября 2008 года ООО “Нотра-Волгоград“ получило Уведомление о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, в котором был указан код доступа к указанному перечню на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не согласился с доводом ООО “Нотра-Волгоград“ о том, что возможность исполнять требования Федерального закона N 115-ФЗ у Общества возникла лишь в ходе проверки
МРУ Росфинмониторинга по ЮФО.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие у ООО “Нотра“ согласованных правил внутреннего контроля и специального должностного лица, ответственного за соблюдение вышеуказанных правил не зависело от постановки Общества на учет и эти нарушения, сами по себе, являются нарушением требований Федерального закона N 115-ФЗ и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 16234/06, вина лица определяется в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Обществом не были приняты все меры по соблюдению действующего законодательства, и при должной мере осмотрительности оно могло избежать совершения правонарушения (выполнить установленные Федеральным законом N 115-ФЗ требования).

Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в ходе производства по административному делу административным органом существенных нарушений допущено не было.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права
и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

Кроме того, как установлено частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По смыслу приведенных норм процессуального права вызов соответствующих лиц в административный орган с целью составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении призван гарантировать их заблаговременное извещение о процессуальном действии и полноценное участие в установлении фактической стороны дела с учетом той или иной предварительно выработанной ими правовой позиции.

Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении,
административный орган нарушает предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как видно из материалов дела, 02 декабря 2008 года административным орган в адрес ООО “Нотра-Волгоград“ направлена телеграмма, содержащая сведения о том, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества состоится 04 декабря 2008 года в 14 час. 00 мин (л.д. 80 - 81).

03 декабря 2008 года ООО “Нотра-Волгоград“ телеграммой направило в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью в столь короткий срок (04 декабря 2008 года) прибыть из г. Волгограда в г. Ростов-на-Дону для участия в составлении протокола. Кроме того, Общество указало, что поскольку у него не имеется акта проверки, Общество не может дать объяснения при составлении протокола (л.д. 25).

Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод МРУ Росфинмониторинга по ЮФО о том, что нарушений допущено не было, поскольку ходатайство должностному лицу, составившему 04.12.2008 года протокол - эксперту Степину А.В. не поступало, поскольку телеграмма, содержащая ходатайство, получена МРУ Росфинмониторинга по ЮФО 03.12.2008 года, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы (л.д. 24).

Не рассмотрев ходатайство Общества, 04 декабря 2008 года административный орган без участия представителя Общества составил протокол об административном правонарушении.

Суд первой инстанции, признавая факт своевременного направления административному органу телеграфного сообщения с ходатайством о переносе составления протокола и его нерассмотрение, указал, что составлению протокола предшествовала длительная выездная проверка, и Общество могло представлять свои доводы и доказательства в обоснование позиции.

Из пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 46 “О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае полученное 02.12.2008 года Обществом, находящемся в г. Волгограде, уведомление на составление 04.12.2008 года в г. Ростов-на-Дону протокола об административном правонарушении нельзя расценивать как заблаговременное. Нерассмотрение ходатайства об отложении составления протокола лишило ООО “Нотра-Волгоград“ возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Общество было лишено возможности выработать и изложить административному органу правовую позицию по административному делу на момент составления протокола и обоснованно защищаться, поскольку протокол был составлен по итогам выездной проверки, а акт проверки составлен одновременно с составлением протокола - 04.12.2008 года и направлен Обществу 05.12.2008 года.

Нельзя признать заблаговременным и надлежащим и уведомление ООО “Нотра-Волгоград“ о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, поскольку телеграмма, содержащая сведения о том, что рассмотрение административного дела состоится в г. Ростов-на-Дону 19 декабря 2008 года в 16 час. 00 мин. была направлена и вручена Обществу, находящемуся в г. Волгоград, 18 декабря 2008 года (л.д. 66).

Кроме того, из текста вышеуказанной телеграммы усматривается, что рассмотрение административного дела будет производиться в отношении ООО “Спейс“, а ни в отношении ООО “Нотра-Волгоград“ (л.д. 67).

19 декабря 2008 года МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в отсутствие представителя ООО “Нотра-Волгоград“ вынесло постановление о назначении административного наказания N 05-08/287.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 10 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае извещение ООО “Нотра-Волгоград“ о времени и месте составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении не может быть признано надлежащим, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку возможность устранения этих недостатков отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области “13“ февраля 2009 года по делу N А12-1911/2009 - отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу о назначении административного наказания N 05-08/287 от 19 декабря 2008 года о признании ООО “Нотра-Волгоград“ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий

Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи

С.Г.ВЕРЯСКИНА

Н.В.ЛУГОВСКОЙ