Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А68-3928/09-156/8 По делу о признании недействительным решения департамента земельных и имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании предоставить в собственность спорный земельный участок по цене в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 г. по делу N А68-3928/09-156/8

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Крез“ на решение Арбитражного суда Тульской области от 06 августа 2009 года по делу N А68-3928/09-156/8 (судья Рыжикова Н.А.), принятое

по заявлению ООО “Крез“

к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области,

при участии:

от заявителя: Шогин В.А. - представитель ( 02.02.2009),

от ответчика: Печурина Е.Ф. - представитель (доверенность от 17.03.2009 N 35-01-14/601),

установил:

общество с
ограниченной ответственностью “Крез“ (далее - ООО “Крез“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента земельных и имущественных отношений Тульской области (далее - Департамент) N 35-01-14/3031 от 21.05.2009 об отказе Обществу в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Скуратовская, д. 137, кадастровый номер 71:30:080201611, по цене в размере 2.5% кадастровой стоимости земельного участка; обязании предоставить ООО “Крез“ в собственность указанный земельный участок по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи помещения от 24.10.1994, заключенного ООО “Крез“ с некоммерческой организацией - Тульский областной союз потребительских обществ (Тулоблпотребсоюз), Общество приобрело нежилое строение - магазин, незавершенный строительством, расположенный по адресу: г. Тула. ул. Скуратовская, д. 137.

Постановлением Главы администрации г. Тулы N 1227 от 03.10.1995 с изменениями, внесенными Постановлением Главы администрации г. Тулы N 636 от 03.06.1996, утвержден акт госкомиссии по вводу законченного строительством магазина в эксплуатацию, здание признано собственностью ООО “Крез“.

Право собственности ООО “Крез“ на указанное здание подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2008 серии 71-АВ N 142838.

Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости,
предоставлен Обществу на основании договора аренды N 495 от 18.03.1996 с Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы.

ООО “Крез“ обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Тульской области с заявлением от 01.04.2009 N 35-01-13/1791 о приобретении земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Скуратовская, д. 137, в собственность на льготных условиях.

В ответ на указанное заявление Общества департамент земельных и имущественных отношений Тульской области сообщил, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели здания (в том числе возведенные на месте разрушенных или реконструированные) в собственность непосредственно из государственной (муниципальной) собственности вправе приобрести земельные участки за 2,5% кадастровой стоимости участка. Для всех иных покупателей покупная цена установлена п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, Законом Тульской области от 18.03.2008 N 984-ЗТО в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Из представленных Обществом документов следует, что отсутствуют доказательства отчуждения недостроенного помещения магазина из государственной или муниципальной собственности.

Полагая, что отказ Департамента земельных и имущественных отношений Тульской области в представлении в собственность указанного земельного участка на льготных условиях не соответствует действующему законодательству, так как в силу ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ на момент отчуждения здания продавец - некоммерческая организация Тульский областной союз потребительских обществ (Тулоблпотребсоюз) был вправе произвести покупку земельного участка по цене, не превышающей 2,5% кадастровой
стоимости участка, ООО “Крез“ обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2).

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав“, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.

Согласно ст. 51 Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1.1 данной нормы установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты, устанавливаются в отношении:

- земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

- земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не
разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Исходя из п. 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и п. 1 ст. 1 Закона Тульской области “Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений“
от 18.03.2008 N 984-ЗТО предусмотрено, что до 1 января 2010 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения,

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками положенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность,

производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:

- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;

- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 18.03.2008 N 984-ЗТО (в редакции, действовавшей в спорный период) до 1 января 2010 года на территории Тульской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, не указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, установлена цена земли в городе Туле - в семнадцатикратном размере ставки
земельного налога за единицу площади земельного участка.

Из содержания названной нормы следует, что определяющими условиями для применения данной нормы являются:

- наличие зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке;

- объект недвижимости должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности; либо субъектом правоотношений является гражданин или некоммерческая организация, имеющие объекты недвижимости, право собственности на которые возникло до введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом положения п. 1 данной статьи не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность с применением льготного порядка расчетов: лицо. непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях; либо некоммерческая организация, имеющая объект недвижимости, право собственности на который возникло до введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Общество имеет на испрашиваемом земельном участке объект недвижимости на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2008 серии 71-АВ 142838.

При этом право собственности заявителя на указанный объект недвижимости возникло на основании договора купли-продажи с некоммерческой организацией - Тульский областной союз потребительских обществ (Облпотребсоюз) от 24.10.1994, согласно которому Обществом по решению правления Тульского Облпотребсоюза от 16.09.1994 был приобретен незавершенный объект недвижимости - магазин.

Следовательно, незавершенный строительством объект на спорном земельном участке обретен заявителем в результате совершения гражданско-правовой сделки, а не в порядке приватизации государственного или муниципального имущества.

Кроме того, как следует из Устава ООО “Крез“, Общество не является некоммерческой организацией.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель не может
быть отнесен к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, в связи с чем, у ООО “Крез“, являющейся коммерческой организацией, не имеется законных оснований для приобретения испрашиваемого земельного участка на льготных условиях.

Доводу жалобы о применении к спорным правоотношениям п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.

Ссылка жалобы на Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2005 N 15524/04 отклоняется судом, поскольку в основу указанного Постановления положены иные обстоятельства, не относящиеся к спорным правоотношениям.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и (бездействия) незаконными.

Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 по делу N А68-3928/09-156/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий

Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА