Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 N 20АП-3655/2009 по делу N А23-1315/09А-11-31 По делу о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в невыдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, оформленный по грузовой таможенной декларации, и обязании выдать ПТС на указанный в ГТД автомобиль.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 г. N 20АП-3655/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.

судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3655/2009) Центральной акцизной таможни в лице Калужского таможенного поста на решение Арбитражного суда Калужской области

от 10.07.2009 по делу N А23-1315/09А-11-31 (судья В.Н. Егорова), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Транспорт Сервис“

к Центральной акцизной таможне в лице Калужского акцизного таможенного поста

об оспаривании действий государственного органа,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика - Сухоносов В.Г. - главный государственный таможенный инспектор правового отдела (доверенность от 10.06.2009 N 07-16/12670,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Транспорт Сервис“ (далее - ООО “Транспорт Сервис“, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужскому акцизному таможенному посту (далее - таможенный орган, Таможня) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) на автомобиль, оформленный по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 100009180/291207/0000949 и обязании выдать ПТС на указанный в ГТД автомобиль.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснение представителя Таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, ООО “Транспорт Сервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1074025007748.

29.11.2007 общество подало в Калужский акцизный пост Центральной акцизной таможни грузовую таможенную декларацию N 100009180/291207/0000949 на автомобиль грузовой - тягач седельный “RENAUT PREMIUM“, бывший в употреблении, выпуск 1998 года, фирма “RENAUT“, Франция, выпуск которого таможенным органом был запрещен 30.01.2008.

29.12.2008 на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области от 03.06.2008 был разрешен условный выпуск товара.

Полагая, что невыдача паспорта транспортного средства при наличии разрешения таможенного органа на выпуск является незаконной, ООО “Транспорт Сервис“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал бездействие таможенного органа незаконным.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 1 ТК РФ установлено, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

Таким образом, нетарифные запреты и ограничения рассматриваются в качестве составной части механизма таможенного регулирования.

Согласно ч. 4 ст. 403 ТК РФ таможенные органы, в частности, обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений.

Так, ч. 1 ст. 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.

Статьей 158 ТК РФ установлено, что вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как указано в пункте 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

В силу подпункта “б“ пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ независимо от положений главы 5 в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры касаются представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В частности, при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 131 ТК РФ).

Из анализа указанных норм следует, что в соответствии с Законом N 164-ФЗ исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды и т.д.

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ указано, что в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 29 Закона N 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.

В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“ (далее - Регламент).

Пунктом 2 Регламента определено, что настоящий Регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.

Автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации - это впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника (п. 3 Регламента).

Пунктом 4 указанного Регламента предусмотрено, что объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.

В пункте 5 данный Регламент подразделяет автомобильную технику на типы, а в пункте 6 - на экологические классы согласно приложению N 2.

В соответствии с пунктом 11 указанного Регламента соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ООО “Транспорт Сервис“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации автомобиль грузовой - тягач седельный “RENAUT PREMIUM“, в отношении которого установлены ограничения, не носящие экономического характера, заключающиеся в обязанности декларанта представить одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства или сертификат соответствия на товар.

Как усматривается из материалов дела, ввезенный по ГТД N 100009180/291207/0000949 автомобиль грузовой - тягач седельный “RENAUT PREMIUM“, бывший в употреблении, выпуск 1998 года соответствует экологическому классу 2, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с пунктом 14 Регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 2 - с даты вступления в силу указанного регламента (с 01.01.2007); экологического класса 3 - с 01.01.2008.

Так, согласно пункту 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.

Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года N 6842) (далее - Положение), установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

В силу пункта 9 названного Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

На основании пункта 57 Положения после завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль паспорт транспортного средства (ПТС).

Пунктом 70 Положения определено, что заполнение строки “Экологический класс“ паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента ПТС не выдается.

Таким образом, из положений Регламента, а также Положения следует, что в случаях, когда транспортное средство не соответствует установленным требованиям Регламента, ПТС не выдается.

Вместе с тем в силу статьи 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

При этом по общему принципу права применению подлежат те нормативные правовые акты, которые действуют, т.е. имеют силу, на момент совершения юридически значимого действия.

С момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 3 ст. 132 ТК РФ).

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 ТК РФ).

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (п. п. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, поданная Обществом ГТД N 100009180/291207/0000949 таможенным органом принята 29.12.2007.

На момент ее принятия действовал технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 2.

Согласно информации, размещенной на сайте ФТС России, автомобили, заявленные Обществом в ГТД, удовлетворяли требованиям названного экологического класса, что сторонами не оспаривается.

29.12.2008 выпуск указанного автомобиля таможней разрешен, о чем имеется соответствующая отметка в ГТД.

Между тем, после завершения таможенного оформления и выпуска транспортных средств на указанные автомобили ПТС таможней не выданы, в связи с несоответствием их экологическому классу 3.

При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (части 2 и 3 статьи 71 АПК РФ).

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в силу вышеназванных положений действующего законодательства Российской Федерации таможенный орган обязан был выдать Обществу ПТС, является правомерным.

Довод таможенного органа о том, что поскольку вопрос о выпуске транспортного средства был разрешен таможенным органом после 01.01.2008, когда на территории России был разрешен выпуск в обращение автомобильной техники экологического класса 3, ПТС на ввезенный автомобиль не мог быть выдан, отклоняется апелляционным судом.

Действительно, как следует из п. 14 Регламента, с 1 января 2008 года введен в действие технический норматив выбросов - в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 3.

Вместе с тем в силу ст. 7 ТК РФ указанное положение нормативного правового акта может лишь распространяться на автомобильную технику, ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, декларации на которые приняты таможенным органом, начиная с 01.01.2008.

Кроме того, нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Конституцией Российской Федерации установлен принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение, обратной силы не имеет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 128-О, от 04.12.2003 N 415-О).

Поскольку на момент подачи таможенной декларации ввезенная Обществом автомобильная техника соответствовала требованиям технических нормативов выбросов, то после завершения таможенного оформления у таможни не имелось оснований для невыдачи ПТС на спорные автомобили.

Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что решение таможенного органа о выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом и соответственно выдача транспортного средства получателю не стоит в прямой зависимости с обязанностью таможенного органа по выдаче на транспортное средство ПТС и допуском транспортного средства к участию в дорожном движении.

Согласно п. п. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Надлежащих доказательств правомерности бездействия по невыдаче ПТС на спорные транспортные средства таможенный орган не представил.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал таможенному органу в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда г. Москвы, отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно ч. 5 ст. 36 АПК России иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

При этом положениями ч. 7 ст. 36 АПК РФ предусмотрено, что выбор между арбитражными судами, которым согласно указанной статье подсудно дело, принадлежит истцу.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2009 по делу N А23-1315/09А-11-31 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА