Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А68-2262/09-110/15 По делу о признании недействительным постановления о реорганизации муниципальных унитарных предприятий в форме присоединения с образованием на их основе нового муниципального унитарного предприятия.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2009 г. по делу N А68-2262/09-110/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП “Капремсервис“ на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2009 по делу N А68-2262/09-110/15 (судья Андреева Е.В.), принятое

по заявлению МУП “Капремсервис“

к Администрации МО Узловский район Тульской области,

о признании недействительным постановления от 11.02.2009 N 142,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Матвеева О.Н. - представитель по доверенности от 10.09.2009, Мордин М.В. - представитель по доверенности от 10.09.2009,

от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,



установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Капремсервис“ (далее - МУП “Капремсервис“, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации МО Узловский район Тульской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 11.02.2009 N 142.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствующих представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО Узловский район от 11.02.2009 N 142 “О реорганизации муниципальных унитарных предприятий“ предписано реорганизовать МУП “Капремсервис“ и МУП “Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства“ МО “Узловский район“ в форме присоединения МУП “Капремсервис“ к МУП “Управляющая компания“ с образованием на их основе МУП “Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства“ МО “Узловский район“ в срок до 01.05.2009.

Считая, что принятое постановление не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности МУП “Капремсервис“ обратилось в Арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2).

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав“, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.

Согласно ст. 51 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 4 указанной статьи органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.



В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 28 Устава МО Узловский район администрация МО Узловский является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО Узловский район, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. К ее компетенции относится, в том числе, обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления МО Узловский район по решению вопросов местного значения.

Глава администрации МО Узловский район, руководствуясь ст. 31 Устава МО Узловский район, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; управляет и распоряжается муниципальной собственностью; создает условия для обеспечения городских и сельских поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В силу ст. 20 данного Закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в том числе, принимает решение о создании унитарного предприятия; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Статья 29 названного Закона предусматривает, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена, в том числе, в форме - присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий (ч. 2 ст. 29).

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Статьей 31 названного Закона определено, что присоединение к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

Как установлено судом, собственником имущества, находящимся в хозяйственном ведении у МУП “Капремсервис“, является МО Узловский район.

Постановлением администрации МО Узловский район от 11.02.2009 N 142 “О реорганизации муниципальных унитарных предприятий“ предписано реорганизовать МУП “Капремсервис“ и МУП “Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства“ МО “Узловский район“ в форме присоединения МУП “Капремсервис“ к МУП “Управляющая компания“ с образованием на их основе МУП “Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства“ МО “Узловский район“ в срок до 01.05.2009.

Таким образом, решение о реорганизации МУП “Капремсервис“ принято уполномоченным органом с соблюдением действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у первого заместителя Главы администрации МО Узловский район Радченковой И.С. полномочий на подписание оспариваемого ненормативного правового акта, не может быть принят во внимание апелляционным судом по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением главы администрации МО Узловский район от 26.12.2008 620-р “О распределении полномочий, делегируемых главой администрации муниципального образования Узловский район“ первый заместитель главы администрации наделен полномочиями по разработке и согласованию проекта постановления и распоряжения главы администрации, осуществлять контроль за их выполнением в соответствии со своей компетенцией. В период отсутствия главы администрации его полномочия по руководству администрацией исполняет первый заместитель главы администрации.

Распоряжением главы администрации МО Узловский район “О переводе Радченковой И.С.“ от 26.12.2008 Радченкова И.С. переведена с ее согласия на муниципальную должность муниципальной службы и.о. первого заместителя главы администрации с 26.12.2008 с муниципальной должности муниципальной службы заместителя главы администрации.

Решением Собрания представителей МО Узловский район “О расторжении служебного контракта с главой администрации МО Узловский район А.В. Евдокимовым“ от 30.12.2008 N 55-452 главе МО Узловский район Балабышко Е.М. предписано расторгнуть служебный контракт, заключенный 28.12.2005 с главой администрации МО Узловский район Евдокимовым А.В. с 30.12.2008.

Постановлением главы администрации МО Узловский район “О сложении полномочий главы администрации МО Узловский район“ от 30.12.2008 N 1619 с 30.12.2008 глава администрации МО Узловский район Евдокимов А.В. сложил с себя полномочия главы, с 31.12.2008 до вступления в должность вновь назначенного главы администрации МО Узловский район полномочиями главы наделена и.о. первого заместителя главы администрации МО Узловский район Радченкова И.С.

Распоряжением главы администрации МО Узловский район “О внесении изменения в распоряжение главы администрации МО Узловский район от 26.12.2008 N 158/к “О переводе Радченковой И.С.“ от 15.01.2009 N 6/к в названное распоряжение внесено следующее изменение: “и.о. первого заместителя“ заменено на “первого заместителя“.

Решением Собрания представителей МО Узловский район от 15.01.2009 N 56-453 кандидатура Радченковой И.С. согласована на муниципальную должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации МО Узловский район.

Исходя из изложенного, на момент принятия оспариваемого постановления Радченкова И.С., являясь первым заместителем главы администрации МО Узловский район, исполняла обязанности главы администрации МО Узловский район, что свидетельствует о наличии у Радченковой И.С. полномочий на подписание оспариваемого постановления.

При этом, то обстоятельство, что заявитель апелляционной жалобы считает недействительными постановления главы администрации МО Узловский район от 30.12.2008 N 1619 и от 15.01.2009 N 20, а также распоряжения главы администрации МО Узловский район от 26.12.2008 N 158/к и от 15.01.2009 N 6/к, не может быть положено в основу отмены обжалуемого судебного акта ввиду того, что указанные ненормативные правовые акты не признаны недействительными в установленном законом порядке.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2009 по делу N А68-2262/09-110/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий

Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА