Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 N 20АП-3362/2009 по делу N А68-4491/08-144/11 По делу о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в направлении письма об отказе в сторнировании пеней, начисленных на суммы недоимок, право взыскания которых утрачено, в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено, а также в отзыве инкассовых поручений, выставленных по истечении пресекательного срока.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2009 г. N 20АП-3362/2009

Дело N А68-4491/08-144/11

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Полынкиной Н.А., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3362/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области

на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2009

по делу N А68-4491/08-144/11 (судья Кривуля Л.Г.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества “Донской завод радиодеталей“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области

о признании решения недействительным,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: открытого акционерного общества “Донской завод радиодеталей“ - Лактионов Е.А., доверенность от 21.08.2009 б/н;

от ответчика: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области - Евлампиева Е.А., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 18.08.2009 N 04-09-13297/1,

установил:

открытое акционерное общество “Донской завод радиодеталей“ (далее - ОАО “Донской завод радиодеталей“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в направлении письма с отказом в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении установленных статьями 46, 48, 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков (далее - НК РФ), а именно: задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 321,13 руб.; задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 368,26 руб.; недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 11945328,44 руб. и задолженности по пени в сумме 11529165,61 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33657723,09 руб. (остаток по состоянию на 01.04.09) и задолженности по пени в сумме 22834774,92 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд социального страхования, в сумме 59016,03 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 195333,80 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 5158358,26 руб. и задолженности по пени в сумме 3005504,26 руб.; задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 987651,35 руб.; задолженности по пени по налогу на имущество организаций в сумме 95383,27 руб.; задолженности по пени по земельному налогу в сумме 2374,29 руб.; недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1378300,63 руб. и задолженности по пени в сумме 1144319,11 руб.; недоимки по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 11872706 руб. и задолженности по пени в сумме 11109093,22 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд социального страхования в сумме 60963 руб. и задолженности по пени в сумме 56692,64 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 75727,39 руб. и задолженности по пени в сумме 70725,77 руб.; недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1499657,14 руб. и задолженности по пени в сумме 1403137,07 руб.; недоимки по взносам в Фонд занятости в сумме 484045,46 руб. и задолженности по пени в сумме 450138,16 руб.);

- сторнировании пени, начисленных на суммы недоимок, право взыскания которых утрачено по истечении установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ сроков, а именно по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33030,48 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 63061,43 руб.; по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.05 в местные бюджеты, в сумме 33488,80 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке 13%, в сумме 860443,02 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 7753258,08 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1263446,93 руб.; по налогу на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 43395,82 руб.; по водному налогу, в сумме 71,69 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в федеральный бюджет, в сумме 7,60 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в бюджет субъекта РФ, в сумме 221,64 руб.; по налогу на имущество предприятий (за 2003 год и задолженность предыдущих лет) в сумме 283112,99 руб.; по налогу на пользователей автомобильных дорог, в сумме 408815,40 руб.; по земельному налогу (начислявшемуся до 01.01.2006), в сумме 35760,17 руб.; по налогу с продаж, в сумме 6084,07 руб.; по целевым сборам на содержание милиции, в сумме 3318,32 руб.; по прочим налогам и сборам (погашение задолженности по отмененным налогам) в сумме 177,02 руб.; по недоимке в Пенсионный фонд РФ, в сумме 1230210,30 руб.; по недоимке в Фонд социального страхования, в сумме 16988,14 руб.; по недоимке в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 21378,78 руб.; по недоимке в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 444811,03 руб.; по недоимке в Фонд занятости РФ, в сумме 94812,64 руб.;

- отзыве инкассовых поручений, выставленных по истечении пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ и восстановлении нарушенных прав ОАО “Донской завод радиодеталей“ путем обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Тульской области выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (по форме 39-1), без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ сроков, а именно: задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 321,13 руб.; задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 368,26 руб.; недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 1945328,44 руб. и задолженности по пени в сумме 11529165,61 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33657723,09 руб. (остаток по состоянию на 01.04.09) и задолженности по пени в сумме 22834774,92 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд социального страхования, в сумме 59016,03 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 195333,80 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 5158358,26 руб. и задолженности по пени в сумме 3005504,26 руб.; задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 987651,35 руб.; задолженности по пени по налогу на имущество организаций в сумме 95383,27 руб.; задолженности по пени по земельному налогу в сумме 2374,29 руб.; недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1378300,63 руб. и задолженности по пени в сумме 1144319,11 руб.; недоимки по взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме 11872706 руб. и задолженности по пени в сумме 11109093,22 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд социального страхования в сумме 60963 руб. и задолженности по пени в сумме 56692,64 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 75727,39 руб. и задолженности по пени в сумме 70725,77 руб.; недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1499657,14 руб. и задолженности по пени в сумме 1403137,07 руб.; недоимки по взносам в Фонд занятости в сумме 484045,46 руб. и задолженности по пени в сумме 450138,16 руб.);

- запрещения Инспекции указывать в выдаваемых ОАО “Донской завод радиодеталей“ и иным лицам справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, вышеуказанные суммы недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ сроков;

- обязания налогового органа сторнировать пени, начисленные на суммы недоимок, право взыскания которых утрачено, а именно по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33030,48 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 63061,43 руб.; по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.05 в местные бюджеты, в сумме 33488,80 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке 13%, в сумме 860443,02 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 7753258,08 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1263446,93 руб.; по налогу на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 43395,82 руб.; по водному налогу, в сумме 71,69 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в федеральный бюджет, в сумме 7,60 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в бюджет субъекта РФ в сумме 221,64 руб.; по налогу на имущество предприятий (за 2003 год и задолженность предыдущих лет) в сумме 283112,99 руб.; по налогу на пользователей автомобильных дорог, в сумме 408815,40 руб.; по земельному налогу (начислявшемуся до 01.01.2006) в сумме 35760,17 руб.; по налогу с продаж в сумме 6084,07 руб.; по целевым сборам на содержание милиции, в сумме 3318,32 руб.; по прочим налогам и сборам (погашение задолженности по отмененным налогам) в сумме 177,02 руб.; по недоимке в Пенсионный фонд РФ в сумме 1230210,30 руб.; по недоимке в Фонд социального страхования, в сумме 16988,14 руб.; по недоимке в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 21378,78 руб.; по недоимке в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 444811,03 руб.; по недоимке в Фонд занятости РФ, в сумме 94812,64 руб.

- отзыва инкассовых поручений, выставленных по истечении пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 01.03.2009 налоговым органом Обществу выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (по форме 39-1), в которой Инспекция указала суммы недоимок и задолженности по пеням и штрафам (т. 1, л. 17 - 24).

27.05.2008 в адрес налогового органа Обществом направлено письмо N 940, в котором указывалось на нарушение прав заявителя, выразившихся в выставлении инкассовых поручений за пределами пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, начислении пени на сумму недоимки, право на взыскание которой Инспекцией утрачено, а также указании в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (по форме 39-1) сумм недоимки и задолженности по пеням, право взыскания которых утрачено в связи с истечением пресекательных сроков. При этом в указанном письме содержалась просьба отозвать инкассовые поручения, выставленные с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, сторнировать пени, начисленные на сумму недоимки, право взыскания которой утрачено, выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении сроков, установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ (т. 1, л. 7 - 9).

В ответ Инспекция письмом от 27.06.2008 N 10 - 05/3752 отказала в сторнировании пени, начисленных на суммы недоимок и в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без учета недоимок и задолженностей. Относительно инкассовых поручений налоговым органом в названном письме отмечено, что некоторые инкассовые поручения возвращены или отозваны. О результатах полного анализа налоговый орган указал, что сообщит позднее (т. 1, л. 10 - 11).

Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в направлении письма об отказе в сторнировании пени, начисленных на суммы недоимок, право взыскания которых утрачено, в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении сроков, установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ, а также отзыве инкассовых поручений, выставленных по истечении пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, являются незаконными, ОАО “Донской завод радиодеталей“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Как следует из пп. 1 п. 14 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, должностные лица Федеральной налоговой службы не вправе представлять налогоплательщикам (их представителям) недостоверную информацию, не соответствующую законодательству о налогах и сборах, иным нормативным правовым актам.

Форма N 39-1 “Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам“ утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.

Справка фиксирует наличие у налогоплательщика всех начисленных и исполненных налоговых обязательств по данным Федеральной налоговой службы.

При этом достоверность сведений, указываемых в справке, находится во взаимосвязи с обязанностью налогоплательщика, установленной ст. 45 НК РФ самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в требовании об уплате налога: сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, о дате, с которых начинают начисляться пени, ставке пеней, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Таким образом, требование также должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Приведенные положения НК РФ распространяются также на требования, содержащие соответствующую недоимке сумму пени.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены.

В свою очередь, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены пени, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07.

Данная позиция поддержана и Министерством финансов России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, доведенным Федеральной налоговой службой Письмом от 01.12.2008 N ММ-6-1/87@ до территориальных налоговых органов, в котором указано, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Как указано в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

При этом возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налога в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ, п. 3 статьи 48 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.

Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

В свою очередь, на основании п. 3 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Из анализа вышеуказанных норм законодательства и с учетом вышеуказанных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при истечении срока давности взыскания налога в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника, пеня не подлежит начислению.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено начисление пени на задолженность, вышеуказанные сроки принудительного взыскания которой истекли.

Как правильно указал суд первой инстанции, согласно Приказу ФНС РФ от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ “Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“ пеня, начисленная в соответствии с НК РФ, подлежит отражению в карточке “РСБ“ налогоплательщика при условии, если НК РФ не предусмотрено начисление пени на задолженность, вышеуказанные сроки принудительного взыскания которой истекли.

Из изложенного следует, что пеня, начисленная на недоимку, сроки принудительного взыскания которой истекли, не подлежит отражению в карточках “РСБ“ налогоплательщика.

Вышеуказанным Приказом ФНС РФ от 16.03.2007 также предусмотрено, что исправление ошибок, допущенных специалистами отдела ввода при вводе информации, производится путем проведения операции “сторно“.

Ошибочная запись сторнируется и вводится запись “Сторно операции от _____“.

Следовательно, если необоснованно начисленная на задолженность пеня, сроки принудительного взыскания которой истекли, ошибочно введена в карточку “РСБ“ налогоплательщика, ошибочная запись сторнируется.

Кроме того, статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Такое решение должно быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о принудительном взыскании денежных средств со счета налогоплательщика в банк, принятое после истечения 60-дневного срока, является недействительным, и в таком случае взыскание с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога и пени может быть произведено налоговым органом только путем обращения с иском в суд.

При этом в соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ и п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации, может быть принято при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Согласно ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, принудительное взыскание налога - длящийся процесс, состоящий из несколько этапов.

На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, содержащее обязательные вышеуказанные сведения, а на втором этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ.

Поскольку направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то, следовательно, в случае не направления указанного требования, так и при направлении требования с нарушением норм законодательства, применение налоговым органом мер взыскания, предусмотренных ст. ст. 46 и 47 НК РФ, невозможно.

Статьей 47 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2007, не устанавливался какой-либо иной срок, отличный от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Между тем, как указал в своем Постановлении от 24.01.2006 N 10353/05 Президиум ВАС РФ, следует иметь в виду, что в статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ,

Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ, является общим для вынесения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика и решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, поскольку после его истечения налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога и дальнейшее его взыскание возможно только в судебном порядке.

Иное толкование закона привело бы к необоснованному продлению срока, установленного законом для бесспорного взыскания налога, что является недопустимым.

Таким образом, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика могло быть произведено налоговым органом при выполнении вышеуказанных условий и в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Статьей 47 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При этом пунктом 6 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, поскольку, как указывалось выше, на первом этапе принудительного взыскания налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (с предложением в установленный срок уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени), содержащее обязательные вышеуказанные сведения, а на втором этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ, и согласно п. 6 ст. 7 Закона N 137-ФЗ в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, если процесс принудительного взыскания начал течь до 01.01.2007, то и сроки принудительного взыскания должны исчисляться в порядке, действующем до 01.01.2007.

Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом Обществу выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, из содержания которой следует, что налогоплательщик имеет задолженность по уплате налогов и пени.

Вместе с тем судом установлено, что пресекательные сроки на взыскание задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 321,13 руб.; задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 368,26 руб.; недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 11945328,44 руб. и задолженности по пени в сумме 11529165,61 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33657723,09 руб. (остаток по состоянию на 01.04.09) и задолженности по пени в сумме 22834774,92 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд социального страхования, в сумме 59016,03 руб.; задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 195333,80 руб.; недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 5158358,26 руб. и задолженности по пени в сумме 3005504,26 руб.; задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 987651,35 руб.; задолженности по пени по налогу на имущество организаций в сумме 95383,27 руб.; задолженности по пени по земельному налогу в сумме 2374,29 руб.; недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1378300,63 руб. и задолженности по пени в сумме 1144319,11 руб.; недоимки по взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме 11872706 руб. и задолженности по пени в сумме 11109093,22 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд социального страхования в сумме 60963 руб. и задолженности по пени в сумме 56692,64 руб.; недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 75727,39 руб. и задолженности по пени в сумме 70725,77 руб.; недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1499657,14 руб. и задолженности по пени в сумме 1403137,07 руб.; недоимки по взносам в Фонд занятости в сумме 484045,46 руб. и задолженности по пени в сумме 450138,16 руб.) истекли, возможность принудительного взыскания данных сумм недоимки и пени у налогового органа утрачена.

Факт истечения пресекательных сроков на взыскание вышеуказанных сумм недоимок и пени признан сторонами в порядке ст. 70 АПК РФ в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания, что отражено в протоколе судебного заседания от 02.07.2009 и удостоверено подписями сторон (т. 1, л. 110 - 117).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, из которой потенциальные контрагенты Общества могут получить сведения о наличии или отсутствии у него задолженности по налогам и сборам перед бюджетом, что является одним из критериев успешности его деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, в качестве задолженности пени (при утрате законного права на ее взыскание), нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, создает ему препятствия для“осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, отражение в справке о состоянии расчетов, сформированной на основе базы расчетов с бюджетом, ведущейся налоговым органом, просроченных сумм недоимок и пени, а также начисление на эти суммы пени не только влечет взыскание этих сумм за пределами срока на такое взыскание, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые также устанавливаются по базе РСБ), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Данный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацией, изложенной в Постановлении Президиума от 06.11.2007 N 8241/07, а также подтверждается Определениями ВАС РФ от 10.04.2008 N 4621/08 и от 20.06.2008 N 7707/08.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО “Донской завод радиодеталей“ о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в направлении письма с отказом в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении сроков, установленных ст. ст. 46, 48, 115 НК РФ сроков.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь ст. 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности требования заявителя по восстановлению прав налогоплательщика путем обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (по форме 39-1) без учета недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено в связи с истечением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и запрещения МИФНС России N 9 по Тульской области указывать в справках (по форме 39-1) о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, выдаваемых ОАО “Донской завод радиодеталей“ и иным лицам, вышеуказанные суммы недоимок и задолженностей, право взыскания которых утрачено по истечении сроков, установленных статьями 46, 48, 115 НК РФ.

Кроме того, статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Такое решение должно быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При этом согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о принудительном взыскании денежных средств со счета налогоплательщика в банк, принятое после истечения 60-дневного срока, является недействительным.

Как усматривается из материалов дела, инкассовые поручения N 7237 от 27.10.2003 о взыскании пени по налогу с продаж в сумме 227,89 руб., N 7328 от 24.10.2003 о взыскании пени по взносам в Фонд занятости в сумме 9438,88 руб., N 7999 от 14.01.2004 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 2 973,76 руб., N 9726 от 23.06.2004 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 525 939,74 руб., N 11897 от 28.09.2004 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 10 000 руб., N 2723 от 23.04.2005 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 1 566 818 руб., N 28764 от 09.10.2006 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 105 146,17 руб., N 768 от 23.10.2006 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 100 000 руб., N 763 от 23.10.2006 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 474 694 руб., N 32013 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 289 694,02 руб., N 32009 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 1 487,50 руб., N 32007 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 36 591,64 руб., N 32014 от 18.01.2007 о взыскании налога на имущество в сумме 6 467,28 руб., N 32017 от 18.01.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 33 630,54 руб., N 32011 от 18.01.2007 о взыскании земельного налога в сумме 3 065,13 руб., N 32010 от 18.01.2007 о взыскании целевых сборов на содержание милиции в сумме 34,72 руб., N 32051 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 72 583,41 руб., N 32048 от 09.01.2007 о взыскании пени по целевым сборам на содержание милиции в сумме 45,28 руб., N 32046 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 466 674 руб., N 32044 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФСС в сумме 14 102,42 руб., N 32038 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 49 618,83 руб., N 32041 от 09.901.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 1 929 840 руб., N 32035 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на имущество в сумме 6 690,29 руб., N 32039 от 18.01.2007 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 23 427,79 руб., N 32042 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ПФР в сумме 574 638,96 руб., N 32045 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФФ ОМС в сумме 3 665,21 руб., N 32049 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФСС в сумме 2 950,61 руб., N 32036 от 18.01.2007 о взыскании земельного налога в сумме 5 941,32 руб., N 4163 от 25.05.2005 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 210 127 руб., N 32030 от 09.01.2007 о взыскании пени по НДС в сумме 3 383,64 руб., N 32027 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 731,56 руб., N 32021 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФСС в сумме 3 563,61 руб., N 206 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 184 688,47 руб., N 32022 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 17 995,89 руб., N 32025 от 18.01.2007 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 5 808,55 руб., N 32019 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 427 585,6 руб., N 32028 от 18.01.2007 о взыскании целевых сборов на содержание милиции в сумме 17,36 руб., N 5479 от 28.06.2005 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 20 398,85 руб., N 28769 от 09.10.2006 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 71 637,04 руб., N 28790 от 09.10.2006 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 22 194,94 руб., N 32032 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 175 716,05 руб., N 28799 от 09.10.2006 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 515 754,39 руб., N 32033 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФФ ОМС в сумме 1 120,78 руб., N 28801 от 09.10.2006 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 194 138 руб., N 32152 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 97 068 руб., N 32146 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 97 069 руб., N 32062 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 194 137 руб., N 32063 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 194 137 руб., N 140 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 4 611 951,16 руб., N 28803 от 09.10.2006 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 24 987,42 руб., N 32153 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 7 167,16 руб., N 32068 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 61 738,08 руб., N 32065 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФСС в сумме 1 498,35 руб., N 32069 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФСС в сумме 317,01 руб., N 32066 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ФФ ОМС в сумме 1 397,29 руб., N 10678 от 21.09.2005 о взыскании пени по НДС в сумме 5 526,7 руб., N 28781 от 09.10.2006 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 535 164,81 руб., N 28788 от 09.10.2006 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 175 716,05 руб., N 32075 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 20398,86 руб., N 32071 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 902,26 руб., N 10695 от 21.09.2005 о взыскании пени по взносам в Фонд занятости в сумме 1 742,55 руб., N 28811 от 09.10.2006 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 42 741,74 руб., N 32144 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 58 287,88 руб., N 32072 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФСС в сумме 219,46 руб., N 32076 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФФ ОМС в сумме 272,61 руб., N 451 от 30.11.2005 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 166 217,90 руб., N 32106 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 70 282,04 руб., N 32083 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 19 296,22 руб., N 32082 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФФ ОМС в сумме 1 060,20 руб., N 32085 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФСС в сумме 853,49 руб., N 32084 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 20 995,21 руб., N 32088 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 507 818,44 руб., N 32092 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 202 101,16 руб., N 32090 от 18.01.2007 о взыскании налога на имущество в сумме 7 168,60 руб., N 420 от 30.11.2005 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 686,85 руб., N 422 от 30.11.2005 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 16 896,13 руб., N 32104 от 09.01.2007 о взыскании пени по НДС в сумме 5 804,89 руб., N 32101 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 686,85 руб., N 32141 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 56 446,24 руб., N 32079 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФФ ОМС в сумме 2 344,4 руб., N 32102 от 18.01.2007 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 5 453,58 руб., N 32080 от 18.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 15 528,85 руб., N 434 от 30.11.2005 о взыскании пени по взносам в ФФ ОМС в сумме 853,19 руб., N 15498 от 20.02.2006 о взыскании пени по НДС в сумме 3 982,01 руб., N 32089 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 15 528,86 руб., N 32087 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 16 896,14 руб., N 32086 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 414 117,38 руб., N 32091 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в Фонд занятости в сумме 5 453,58 руб., N 747 от 23.10.2006 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 60 265,75 руб., N 147 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ПФР в сумме 133 765,83 руб., N 32094 от 09.01.2007 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 23 178,26 руб., N 32098 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 62 897,15 руб., N 32095 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 2 599,40 руб., N 32171 от 09.01.2007 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 926,63 руб., N 32170 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 21 501,49 руб., N 32166 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФФ ОМС в сумме 1 181,37 руб., N 174 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФСС в сумме 951,03 руб., N 167 от 18.01.2007 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 7 551,12 руб., N 168 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 200 203,82 руб., N 32100 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 899 773 руб., N 19260 от 28.03.2006 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 115 662,87 руб., N 28751 от 09.10.2006 о взыскании пени по взносам в Фонд занятости в сумме 11 149,18 руб., N 32182 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 1 404,19 руб., N 32180 от 09.01.2007 о взыскании пени по НДС в сумме 3.022,25 руб., N 32179 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФФОМС в сумме 1 744,26 руб., N 32178 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 34 542,1 руб., N 32177 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 988 475,43 руб., N 32176 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 31 746,86 руб., N 181 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 343 663,44 руб., N 19269 от 28.03.2006 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 166 536,47 руб., N 32112 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 829,11 руб., N 32115 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФФ ОМС в сумме 3 837,24 руб., N 32113 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 537 600,6 руб., N 32110 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 68 292,98 руб., N 32108 от 18.01.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 18 744,89 руб., N 32107 от 18.01.2007 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 6 583,02 руб., N 613 от 07.06.2006 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 5 931,45 руб., N 610 от 07.06.2006 о взыскании взносов в ПФР в сумме 47 490,83 руб., N 608 от 07.06.2006 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 5 513,2 руб., N 612 от 07.06.2006 о взыскании взносов в ФФ ОМС в сумме 302,91 руб., N 32116 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 158 117,83 руб., N 32117 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 163 425 руб., N 32122 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 1 097,36 руб., N 32119 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФФ ОМС в сумме 1 363,12 руб., N 32149 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 255 817 руб., N 123 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ФСС в сумме 11 970,66 руб., N 120 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 756 733,02 руб., N 32124 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 97 094,52 руб., N 24551 от 27.07.2006 о взыскании НДФЛ в сумме 814,58 руб., N 150 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 26 393,98 руб., N 131 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ФСС в сумме 4 773,63 руб., N 128 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 708 536,82 руб., N 125 от 18.01.2007 о взыскании взносов в фонд занятости в сумме 8 519,21 руб., N 32127 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 1 602 414,68 руб., N 25536 от 11.08.2006 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 20 381,35 руб., N 32133 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 167 128,65 руб., N 25537 от 11.08.2006 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 5 513,2 руб., N 25538 от 11.08.2006 о взыскании взносов в Фонд занятости в сумме 1 936,18 руб., N 25543 от 11.08.2006 о взыскании НДФЛ в сумме 166,24 руб., N 533 от 19.09.2006 о взыскании НДФЛ в сумме 47 801,49 руб., N 134 от 18.01.2007 в сумме 1 936,18 руб., N 27425 от 31.08.2006 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 286 102,82 руб., N 32184 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ТФ ОМС в сумме 21 894,99 руб., N 32191 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФСС в сумме 890,06 руб., N 32189 от 09.01.2007 о взыскании налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 2 162,5 руб., N 32187 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ФФ ОМС в сумме 1 105,62 руб., N 32185 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 43 562,23 руб., N 32193 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в Фонд занятости в сумме 7 067,06 руб., N 438 от 18.09.2006 о взыскании взносов в ПФР в сумме 173 341,51 руб., N 194 от 18.01.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 20 123,19 руб., N 190 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 174 475,44 руб., N 186 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 606,78 руб., N 183 от 18.01.2007 о взыскании НДС в сумме 28 222,49 руб., N 28682 от 09.10.2006 о взыскании пени по налогу на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 16 378,81 руб., N 28673 от 09.10.2006 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 142 010,26 руб., N 32203 от 09.01.2007 о взыскании пени по взносам в ПФР в сумме 141 087,33 руб., N 32198 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ТФ ОМС в сумме 63 711,59 руб., N 28679 от 09.10.2006 о взыскании налога на имущество в сумме 17 840,7 руб., N 681 от 23.10.2006 о взыскании водного налога в сумме 29,71 руб., N 680 от 23.10.2006 о взыскании налога на имущество (2003 г.) в сумме 12 768,65 руб., N 199 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ТФ ОМС в сумме 17 820,93 руб., N 201 от 18.01.2007 о взыскании налога с продаж в сумме 267,39 руб., N 32155 от 09.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 5 000 руб., N 29010 от 24.10.2006 о взыскании пени по налогу с продаж в сумме 110,4 руб., N 32157 от 09.01.2007 о взыскании пени по водному налогу в сумме 12,27 руб., N 32162 от 09.01.2007 о взыскании пени по НДС в сумме 5 697,45 руб., N 32161 от 09.01.2007 о взыскании пени по прочим (отмененным) налогам в сумме 51,52 руб., N 28894 от 24.10.2006 о взыскании НДФЛ в сумме 254,9 руб., N 29006 от 24.10.2006 о взыскании отчислений на воспроизводство МСБ в федеральный бюджет в сумме 1,30 руб., N 15 от 08.11.2006 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 339 495,84 руб., N 4 от 08.11.2006 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 8 453,58 руб., N 163 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ФСС в сумме 1 232,32 руб., N 1659 от 18.01.2007 о взыскании отчислений на воспроизводство МСБ в бюджет субъектов РФ в сумме 3,60 руб., N 156 от 18.01.2007 о взыскании взносов в ФФ ОМС в сумме 464,46 руб., N 32645 от 10.01.2007 о взыскании пени по НДФЛ в сумме 248 169,4 руб., N 32665 от 10.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 331 560,88 руб., N 32674 от 10.01.2007 о взыскании взносов в ПФР в сумме 87 066,51 руб., N 32671 от 10.01.2007 о взыскании налога на имущество (2003 г.) в сумме 3 370,55 руб., N 32672 от 10.01.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 10 107,54 руб., N 32667 от 10.01.2007 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 40 870,46 руб., N 664 от 22.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 87 636,07 руб., N 32143 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 48 072,44 руб., N 32059 от 09.01.2007 о взыскании пени по целевым сборам на содержание милиции в сумме 17,94 руб., N 32054 от 09.01.2007 о взыскании пени по ЕСН в ФФ ОМС в 2 969,39 руб., N 32060 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 51 737,12 руб., N 32057 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в федеральный бюджет в сумме 408 794 руб., N 32055 от 18.01.2007 о взыскании НДФЛ в сумме 191 449,03 руб., N 32056 от 18.01.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 17 090,93 руб., N 32016 от 09.01.2007 о взыскании процентов по налогу на прибыль в сумме 62 439,14 руб., N 28797 от 09.10.2006 о взыскании взносов в ПФР в сумме 11 872 706 руб., N 32006 от 09.01.2007 о взыскании пени по налогу на имущество в сумме 29 155,22 руб., N 33730 от 02.03.2007 о взыскании налога на пользователей автодорог (включая погашение задолженности прошлых лет) в сумме 19 709,74 руб., N 27436 от 31.08.2006 о взыскании ЕСН в сумме 2 108,1 руб., N 30920 от 15.12.2006 о взыскании ЕСН в ТФ ОМС в сумме 184 726,58 руб., N 173 от 18.01.2007 о взыскании ЕСН в ФФ ОМС в сумме 4 397,02 руб. направлены налоговым органом в банки, в которых открыты счета налогоплательщика, на основании решений налогового органа, принятых по истечении срока, установленного ст. 46 НК РФ.

Факт того, что решения, на основании которых были направлены в банки вышеуказанные инкассовые поручения приняты налоговым органом по истечении пресекательного срока, установленного ст. 46 НК РФ, признан сторонами в порядке ст. 70 АПК РФ в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания, что отражено в протоколе судебного заседания от 02.07.2009 и удостоверено подписями сторон (т. 1, л. 110 - 117).

Таким образом, поскольку как указывалось выше, решение в порядке ст. 46 НК РФ, принятое по истечении 60-дневного срока, установленного для его принятия, является недействительным, а решения, на основании которых налоговым органом направлялись в банки инкассовые поручения, приняты по истечении 60-дневного срока, соответственно, являются недействительными, то и направление в банки, в которых открыты счета налогоплательщика, вышеуказанных инкассовых поручений, является неправомерным.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования заявителя о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в направлении письма с отказом в отзыве вышеуказанных инкассовых поручений, выставленных по истечении пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, являются обоснованными.

Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности требования налогоплательщика по восстановлению его прав путем обязания налогового органа отозвать вышеуказанные инкассовые поручения.

Как указывалось выше, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено начисление пени на задолженность, сроки принудительного взыскания которой истекли.

Как установлено судом и следует из материалов дела, пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 33030,48 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 63061,43 руб.; по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.05 в местные бюджеты, в сумме 33488,80 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке 13%, в сумме 860443,02 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 7753258,08 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1263446,93 руб.; по налогу на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 43395,82 руб.; по водному налогу в сумме 71,69 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в федеральный бюджет в сумме 7,60 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачислявшимся в бюджет субъекта РФ в сумме 221,64 руб.; по налогу на имущество предприятий (за 2003 год и задолженность предыдущих лет), в сумме 283112,99 руб.; по налогу на пользователей автомобильных дорог, в сумме 408815,40 руб.; по земельному налогу (начислявшемуся до 01.01.2006), в сумме 35760,17 руб.; по налогу с продаж, в сумме 6084,07 руб.; по целевым сборам на содержание милиции, в сумме 3318,32 руб.; по прочим налогам и сборам (погашение задолженности по отмененным налогам), в сумме 177,02 руб.; по недоимке в Пенсионный фонд РФ, в сумме 1230210,30 руб.; по недоимке в Фонд социального страхования, в сумме 16988,14 руб.; по недоимке в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 21378,78 руб.; по недоимке в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 444811,03 руб.; по недоимке в Фонд занятости РФ, в сумме 94812,64 руб. начислены на задолженность, пресекательные сроки принудительного взыскания которой истекли.

При этом факт начисления указанной пени на задолженность, пресекательные сроки принудительного взыскания которой истекли, признан сторонами в порядке ст. 70 АПК РФ в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания, что отражено в протоколе судебного заседания от 02.07.2009 и удостоверено подписями сторон (т. 1, л. 110 - 117).

Как отмечалось ранее, пеня, начисленная на недоимку, сроки принудительного взыскания которой истекли, не подлежит отражению в карточках “РСБ“ налогоплательщика.

Вместе с тем, как установлено судом, указанные пени, начисленные на задолженность, сроки принудительного взыскания которых истекли, отражены в карточках “РСБ“ налогоплательщика.

Следовательно, вышеуказанная пеня, необоснованно начисленная на задолженность, сроки принудительного взыскания которой истекли, подлежит сторнированию.

Таким образом, правомерен вывод суда о том, что требование заявителя о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении письма с отказом в сторнировании вышеуказанной пени, начисленной на задолженность, право взыскания которой утрачено, является обоснованным.

Также суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности требования заявителя по восстановлению его прав путем обязания налогового органа сторнировать вышеуказанные пени.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела и Инспекцией не опровергнуты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что утрата налоговым органом права на взыскание сумм задолженности по налогам и сборам, а также пеней не является обстоятельством, с которым законодательство о налогах и сборах связывает прекращении обязанности по уплате соответствующих налогов и сборов, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание в силу вышеизложенного.

Довод Инспекции о том, что включение в справку в качестве задолженности пени при утрате законного права на ее взыскание не нарушает прав налогоплательщика, не принимается апелляционной коллегией ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Как правильно указал суд, выдаваемая в порядке ст. 32 НК РФ справка о состоянии расчетов должна содержать достоверные сведения.

Согласно статьям 137, 138 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Таким образом, налогоплательщик, не согласившись с действиями налоговой инспекции по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам недоимки и задолженности по пеням и штрафам, право взыскания которых утрачено, по истечении сроков, установленных законодательством сроков, вправе был обратиться в арбитражный суд.

Судом приняты во внимание доводы Общества о том, что отражение в справке о состоянии расчетов, сформированной на основе базы расчетов с бюджетом, ведущейся налоговым органом, просроченных сумм недоимок и пени, а также начисление на эти суммы пени не только влечет взыскание этих сумм за пределами срока на такое взыскание, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые также устанавливаются по базе РСБ), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Кроме того, справка выдается для ее представления третьим лицам.

Ссылка подателя жалобы на то, что требования об уплате налогов и пеней в рамках ст. 198 АПК РФ Общество не обжаловало, в связи с чем их законность в судебном порядке не проверялась, несостоятельна, поскольку не имеет отношения к предмету настоящего спора.

Иные доводы апелляционной жалобы являются позицией налогового органа по данному спору, приводились им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, с которой апелляционная коллегия соглашается.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятого по делу судебного акта, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2009 по делу N А68-4491/08-144/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

Н.А.ПОЛЫНКИНА

О.А.ТИМИНСКАЯ