Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по делу N А62-6403/2008 По делу о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в части обязанности предоставить обществу схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2009 г. по делу N А62-6403/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,

судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.,

по докладу судьи Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лужецкого Д.В. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.03.2009 по делу N А62-6403/2008 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению ООО “Тракт“

к Администрации муниципального образования “Смоленский район“

3-е лицо: Лужецкий Д.В.

о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления

при участии в заседании:

от заявителя: не явился

от ответчика: Голактионова И.В. - нач. ю/о (дов. от 11.01.09 - пост.)



от 3 лица: Лужецкий Д.В.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Тракт“ (далее - ООО “Тракт“, Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения его предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ -) к Администрации Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области (далее по тексту - Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области в части обязанности предоставить ООО “Тракт“ утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также в части обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность;

об обязании Администрации Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области утвердить и выдать Обществу с ограниченной ответственностью “Тракт“ согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте;

об обязании Администрации Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области предоставить в собственность за плату согласно статьям 28, 36 Земельного кодекса РФ Обществу с ограниченной ответственностью “Тракт“ земельные участки в п. Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, общей площадью 25788 кв. м под объектами недвижимого имущества:

- железобетонная асфальтированная площадка - асфальт: 1697,1 кв. м, плиты дорожные: 2610,2 кв. м, плиты дорожные под асфальтовым покрытием: 11043,1 кв. м, асфальтовое покрытие по плитам: 11043,1 кв. м, асфальтовое покрытие по плитам: 10749,9 кв. м - расположенная по адресу: Смоленская область, Смоленский район, пос. Гедеоновка (условный номер 67-67-01/078/2005-661);

- трансформаторное КТПП-В-400-10, инв. N 15473, расположенное по адресу: Смоленская область, Смоленский район, пос. Гедеоновка (условный номер 67-67-01/149/2007-335), принадлежащими ООО “Тракт“ на праве собственности.

Решением суда от 10.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации Муниципального образования Смоленский район“ Смоленской области, выразившееся в неисполнении обязанности представить Обществу с ограниченной ответственностью “Тракт“ утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под объектами недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, п. Гедеоновка, как не соответствующее положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы ООО “Тракт“.

Кроме того, суд обязал Администрацию Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи Обществу с ограниченной ответственностью “Тракт“ в соответствии с положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ схемы расположения земельного участка под объектами недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, по адресу: Смоленская область, Смоленский он, п. Гедеоновка, на кадастровом плане или кадастровой карте.

Не согласившись с данным решением в части удовлетворения требований ООО “Тракт“, Лужецкий Д.В. подал апелляционную жалобу.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в заседание апелляционной инстанции не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 АПК РФ без представителя истца.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения исходя из следующего.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.08.2007 по делу N А62-2678/2007 (л.д. 10) признано право собственности ООО “Тракт“ на следующие объекты недвижимого имущества:

- железобетонная асфальтированная площадка, включающая в себя асфальт: 1697,1 кв. м, плиты дорожные: 2610,2 кв. м, плиты дорожные под асфальтовым покрытием: 11043,1 кв. м, асфальтовое покрытие по плитам: 11043,1 кв. м, асфальтовое покрытие по плитам: 10749,9 кв. м - расположенная по адресу: Смоленская область, Смоленский район, пос. Гедеоновка;

- трансформаторное КТПП-В-400-10, инв. N 15473, расположенное по адресу: Смоленская область, Смоленский район, пос. Гедеоновка.



Право собственности ООО “Тракт“ на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2007 и 06.12.2007.

06.08.2008 ООО “Тракт“ обратилось в Администрацию Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под указанными объектами недвижимого имущества в собственность Общества. В указанном заявлении в соответствии с положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ была также изложена просьба ООО “Тракт“ на предоставление заявителю утвержденной схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок на кадастровом учете не состоит.

Письмом от 01.09.2008 N 4568 Администрация уведомила ООО “Тракт“ о том, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность юридического лица заявителю необходимо представить органу местного самоуправления кадастровый паспорт земельного участка либо материалы его межевания (проект границ), а также выписку из ЕГРП о зарегистрированных правах на данный земельный участок.

Заявление Общества в части предоставления утвержденной схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для получения возможности совершения действий по межеванию и постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка Администрация оставила без ответа.

С аналогичными заявлениями ООО “Тракт“ обращалось в Администрацию Муниципального образования “Смоленский район“ Смоленской области 22.09.2008 и 28.11.2008.

К заявлению от 28.11.2008 Обществом был приложен проект границ испрашиваемого земельного участка, изготовленный уполномоченной организацией - ООО “Сервис-ПАК“.

Указанные заявления Общества также оставлены ответчиком без ответа, утвержденная схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусмотренная пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, не представлена, проект границ, изготовленный по заданию ООО “Тракт“ уполномоченной организацией также не утвержден.

После возбуждения Арбитражным судом Смоленской области производства по настоящему делу 22.12.2008 Администрацией на заявление Общества от 28.11.2008 дан ответ, в котором изложен отказ в утверждении представленного проекта границ земельного участка, так как последний частично налагается на земельный участок, на предоставление которого претендует Лужецкий Д.В. в связи с нахождением в его собственности соседних с ООО “Тракт“ объектов недвижимого имущества.

ООО “Тракт“ полагая, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности представить заявителю утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставить в собственность Общества указанный земельный участок, противоречат положениям статей 15, 17, 29, 36 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, так как препятствует оформлению прав на земельный участок, расположенный под принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 28 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок приобретения прав на земельные участки.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из вышеуказанной нормы права следует, что к субъектам, которые осуществляют (принимают решения) предоставление земельных участков

гражданам и юридическим лицам относятся органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, к какому уровню собственности отнесены те или иные земли.

Согласно статье 552 Гражданского кодекса РФ и статье 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.

Таким образом, из изложенного следует, что при наличии в собственности объектов недвижимого имущества собственник имущества вправе обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлением о выделении земель, находящихся под объектами недвижимости и необходимых для их использования.

При этом данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника объектов недвижимого имущества не имеет права на приобретение земельного участка, занятого указанным имуществом.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимого имущества, и порядок оформления этих прав предусмотрены пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО “Тракт“ с соответствующим заявлением) предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса - на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

При этом согласно положениям пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Таким образом, по смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление гражданина или юридического лица в органы местного самоуправления о выделении земельного участка служит поводом для производства упомянутых и иных землеустроительных мероприятий, если речь идет о муниципальных землях и, соответственно, субъектом, на котором согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению земельного участка, является орган местного самоуправления.

Учитывая изложенное, из анализа вышеуказанных норм права, а также ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ“, ст. ст. 8, 41, 42, 45, 46, Гражданского кодекса РФ следует, что в случае отсутствия сведений о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка обязанность по установлению индивидуализирующих признаков земельного участка, обеспечению изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории лежит на органе местного самоуправления.

При этом указанные действия производятся на основании заявления заинтересованного лица.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что именно орган местного самоуправления имеет возможность и обязан был выдать ООО “Тракт“ в соответствии с заявлением Общества схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой за счет Общества возможно начать выполнение кадастровых работ по формированию участка.

В рассматриваемом случае ООО “Тракт“, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке, обратилось к ответчику 06.08.2008 с заявлением о предоставлении в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории.

Вопреки названной норме закона в установленный срок органом местного самоуправления названное заявление не удовлетворено, правовые основания для отказа в его удовлетворении ответчиком не указаны.

Ссылка апелляционной жалобы на то, что представленная истцом схема не подлежит утверждению по причине превышения площади объекта недвижимости над площадью земельного участка, а также из-за наложения земельного участка, на который претендует истец, на земельный участок, находящийся в собственности другого юридического лица, и т.п., отклоняется.

Как правильно указал суд первой инстанции, предметом настоящего спора является обжалование бездействие администрации, а не утверждение схемы расположения земельного участка в нарушение требований закона.

Признав незаконным бездействие ответчика, суд первой инстанции обоснованно применил п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, согласно которой в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, суд, не предрешая существа спора и не конкретизируя границ соответствующих территорий, в качестве способа восстановления нарушенного права обязал администрацию утвердить и выдать Обществу с ограниченной ответственностью “Тракт“ в соответствии с положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ схему расположения земельного участка под объектами недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, по адресу: Смоленская область, Смоленский район, п. Гедеоновка, на кадастровом плане или кадастровой карте.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.03.2009 по делу N А62-6403/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи

Г.Д.ИГНАШИНА

Е.Н.ТИМАШКОВА