Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 N 20АП-3291/2009 по делу N А62-2408/2009 По делу о признании незаконными действий налогового органа об исключении потребительского кооператива садоводческого товарищества из Единого государственного реестра юридических лиц.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. N 20АП-3291/2009

Дело N А62-2408/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3291/2009) инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Смоленска

на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2009

по делу N А62-2408/2009 (судья Борисова Л.В.), принятое

по заявлению Потребительского кооператива садоводческого товарищества “Подснежники“

к инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Смоленска,

третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Заднепровскому району г. Смоленска,



о признании незаконными действий об исключении Потребительского кооператива садоводческого товарищества “Подснежники“ из Единого государственного реестра юридических лиц,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Потребительского кооператива садоводческого товарищества “Подснежники“ - не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика: инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Смоленска - Малахова Л.В., начальник юридического отдела, доверенность от 01.09.2008 N 03/33150,

от третьего лица: инспекции Федеральной налоговой службы по Заднепровскому району г. Смоленска - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Потребительский кооператив садоводческого товарищества “Подснежники“ (далее - ПК СТ “Подснежники“, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Смоленска (далее - ИФНС России по Промышленному району, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий об исключении Потребительского кооператива садоводческого товарищества “Подснежники“ из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2009 заявленные требования ПК СТ “Подснежники“ удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ИФНС России по Промышленному району обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представители ПК СТ “Подснежники“, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей ПК СТ “Подснежники“, третьего лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя налогового органа, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ПК СТ “Подснежники“ зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заднепровскому району г. Смоленска (далее - ИФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска) за основным государственным номером 1076731015943, с присвоением индивидуального номера налогоплательщика 6729016480.

В связи с тем, что ПК СТ “Подснежники“ не представлял документы налоговой отчетности за последние 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также отсутствовали сведения о банковских счетах, ИФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска составлены справки о наличии признаков недействующего юридического лица от 21.06.2007 N 346-С и N 346-О (л.д. 38 - 40).

В целях принятия решений о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недействующих лиц, прекративших свою деятельность, в том числе и ПК СТ “Подснежники“, ИФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска письмом от 21.06.2007 N 04-05/1473 дсп направила в адрес ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска вышеуказанные документы (л.д. 37).



29.06.2007 Инспекцией принято решение N 625 о предстоящем исключении ПК СТ “Подснежники“, как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (л.д. 47).

Указанное решение 04.07.2007 опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 26, что подтверждается журналом учета решений о предстоящем исключении (л.д. 42 - 43).

26.10.2007 регистрирующим органом внесены изменения в ЕГРЮЛ об исключении ПК СТ “Подснежники“ как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность (л.д. 32 - 36).

Полагая, что действия Инспекции, выразившиеся в исключении ПК СТ “Подснежники“ из Единого государственного реестра юридических лиц, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования ПК СТ “Подснежники“, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона N 129-ФЗ единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами, а именно:

- документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

- документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Частями 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Исходя из конституционного - правового смысла положений ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в ч. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.06.2007 налоговым органом принято решение N 625 о предстоящем исключении ПК СТ “Подснежники“, как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (л.д. 47).

Указанное решение 04.07.2007 опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 26, что сторонами не оспаривается.

Основанием для принятия решения N 625 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ПК СТ “Подснежники“ из ЕГРЮЛ (л.д. 47) послужила справка от 21.06.2007 N 346-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (л.д. 48), справка от 21.06.2007 N 346-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (л.д. 49), а также справка от 15.06.2007 N 2098 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (л.д. 50).

Вместе с тем, из представленного в материалы дела устава ПК СТ “Подснежники“, утвержденного общим собранием товарищества 07.08.1007 и зарегистрированным постановлением главы Заднепровского района г. Смоленска от 28.01.1998 N 19, следует, что ПК СТ “Подснежники“ организован для развития личных подсобных хозяйств, коллективного садоводчества, укрепления здоровья работников и приобщения к труду подростков (л.д. 9 - 15).

Следовательно, ПК СТ “Подснежники“ не является коммерческой организацией.

По смыслу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 “О некоммерческих организациях“ открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации.

Таким образом, справка от 21.06.2007 N 346-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (л.д. 48) не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица.

Материалами дела установлено, что отчетность за двенадцать месяцев ПК СТ “Подснежники“ не представлялась.

Однако, в соответствии с Законом N 129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности двух признаков, которые свидетельствовали бы о том, что юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность (ч. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.

В соответствии со ст. 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные НК РФ обязанности.

Таким образом, налоговые органы не лишены были возможности провести выездную налоговую проверку организации по месту ее нахождения с целью установления фактической деятельности ПК СТ “Подснежники“.

При этом в материалы дела представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что ПК СТ “Подснежники“ фактически осуществляло уставную деятельность, а именно выписка из решения собрания от 26.04.2009 N 1 (л.д. 16), акт проверки природоохранной деятельности ПК СТ “Подснежники“ от 20.06.2008 N 53/06-08/29 (л.д. 17), письмо администрации г. Смоленска Управления жилищно-коммунального хозяйства от 20.06.2008 N 20-54ж (л.д. 19), договор возмездного оказания услуг по выполнению топографо-геодезических работ от 08.12.2008 N 00015 (л.д. 20).

Поскольку согласно приведенной выше ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц возможно при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица, что не доказано Инспекцией, то у суда имелись правовые основания для признания оспариваемых действий налогового органа незаконными.

Оценив в совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также с учетом фактического осуществления ПК СТ “Подснежники“ уставной деятельности, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении ПК СТ “Подснежники“ из ЕГРЮЛ.

Довод заявителя жалобы о том, что в установленной законом срок в регистрирующий орган ПК СТ “Подснежники“ с заявлением о его несогласии об исключении его из ЕГРЮЛ не обращался, исходя из установленных судом обстоятельств не имеет правового значения для дела, поэтому подлежит отклонению.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на то обстоятельство, что регистрирующий орган внес запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица ПК СТ “Подснежники“ при отсутствии соответствующего решения о его исключении ввиду того, статья 21.1 Закона N 129-ФЗ не содержит положений о том, что внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, должно предшествовать решение регистрирующего органа об этом.

Между тем ссылка суда на указанное обстоятельство, не привела к принятию неправильного решения по существу рассматриваемого спора.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2009 по делу N А62-2408/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

Г.Д.ИГНАШИНА