Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А68-2538/2009 По делу о признании недействительным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и обязании осуществить государственную регистрацию договора.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2009 г. по делу N А68-2538/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “РС-Венев“

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 25.06.2009 по делу N А68-2538/2009 (судья Рыжикова Н.А.)

по заявлению ООО “РС-Венев“,

к УФРС России по Тульской области,

3-и лица: администрация муниципального образования Веневский район, ЗАО СХП “Никольское“,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды,

при участии:

от заявителя: не явились, извещены надлежаще,

от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

от 3-х лица: не явились, извещены надлежаще,

установил:

ООО “РС-Венев“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тульской области (далее - Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды на земельный участок, находящийся по адресу: примерно в 3300 м по направлению на северо-запад от ориентира кладбище д. Павловское Веневского района Тульской области, расположенного за пределами участка, отнесенного к категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 4202000 кв. м, и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды (с учетом уточнения).

Решением суда первой инстанции от 25.06.2009 в удовлетворении требований отказано.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 19.03.2005 в газете “Красное знамя“ (N 12) администрацией муниципального образования Веневский район (далее - Администрация) размещена информация о предоставлении в аренду для ведения сельскохозяйственного производства земельных участков районного фонда перераспределения, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 944 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0017 и 656 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0012, расположенных вблизи д. Новая Лукинка; площадью 210 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0016 и 210 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0010, расположенных вблизи д. Новое Глазово; площадью 735 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0018, расположенного в 0,2 км южнее д. Новое Глазово; площадью 500 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0014, расположенного вблизи д. Тураево; площадью 355 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0019, расположенного вблизи д. Павловское; площадью 592 000 кв. м с кадастровым номером 71:05:01 01 01:0073, расположенного вблизи д. Селенка.

Из указанного объявления следует, что заинтересованные лица могут обращаться с заявлением в Администрацию до 01.04.2005.

29.03.2005 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду указанных земельных участков.

06.05.2005 Администрация письмом сообщила Обществу, что оно является единственным претендентом на аренду земельных участков по объявлению, вследствие чего Администрация не возражает против предоставления данных земельных участков в аренду.

22.08.2006 главой муниципального образования Веневский район принято постановление N 820 “Об утверждении проекта слияния границ восьми земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в 3,3 км северо-западнее кладбища д. Павловское Веневского района“, в соответствии с которым утверждены границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (районного фонда перераспределения), находящегося примерно в 3,3 км на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, наименование ориентира - кладбище д. Павловское муниципального образования Мордвесское Веневского района Тульской области, общей площадью 4202000 кв. м, представляющего собой единое землепользование, состоящее из восьми земельных участков.

Данным постановлением определено также разрешенное использование указанного земельного участка (для ведения сельскохозяйственного производства) и Обществу предписано обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет.

30.07.2008 главой муниципального образования Веневский район принято постановление N 863 о предоставлении Обществу в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 71:05:00 00 00:145, общей площадью 4202000 кв. м

01.08.2008 между муниципальным образованием Веневский район и Обществом подписан договор аренды N 95 указанного земельного участка.

30.12.2008 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 95 от 01.08.2008.

27.01.2009 государственная регистрация договора аренды приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон) в связи с тем, что, по имеющимся сведениям, Общество не было единственным претендентом на аренду вышеуказанных земельных участков, а согласно ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Заявителю было предложено представить дополнительные доказательства (документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации.

26.02.2009 Управление отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 4 Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Основания для государственной регистрации прав предусмотрены ст. 17 Закона.

В соответствии со ст. 13 Закона правовая экспертиза документов и проверка законности сделки являются обязательным этапом процедуры государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена и в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, предусмотренных ст. ст. 19, 20 Закона.

Как следует из материалов дела, при проведении правовой экспертизы представленных Обществом для государственной регистрации прав документов Управлением установлено, что ООО Общество было не единственным претендентом на аренду земельных участков.

На извещение о предоставлении земельных участков в аренду, данное Администрацией в газете “Красное знамя“ 19.03.2005, подана заявка ЗАО СХП “Никольское“ от этой же даты.

Указанная заявка направлена ЗАО СХП “Никольское“ в адрес Администрации заказным письмом и согласно уведомлению получена Администрацией 29.03.2005 (л.д. 39-40, 64).

Довод жалобы (п. 1) о том, что согласно справке Администрации в ее адрес писем ЗАО СХП “Никольское“ не поступало, опровергается указанными документами, вследствие чего принят во внимание быть не может.

Довод о том, что подлинник квитанции выцвел и его невозможно прочитать (п. 2), отклоняется, поскольку представленная в материалы дела копия квитанции позволяет установить как адрес получателя, так и дату отправления. Кроме того, данные сведения указаны также в почтовом уведомлении.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ определен порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В силу абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при наличии двух заявок от лиц, претендующих на аренду земельных участков, спорный земельный участок должен предоставляться в аренду на торгах.

Администрацией каких-либо торгов по предоставлению в аренду земельных участков не проводилось, что свидетельствует о нарушении процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Кроме того, в опубликованном 19.03.2005 сообщении указан срок для подачи заявлений - до 01.04.2005, что не соответствует требованиям п. 2 ст. 10 вышеуказанного Закона, устанавливающим месячный срок.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

С учетом указанных обстоятельств у Управления имелись предусмотренные названной нормой основания для приостановления государственной регистрации договора аренды сроком на один месяц в силу ст. 19 Закона (сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав).

Пунктом 2 ст. 19 Закона предусмотрена обязанность государственного регистратора отказать в государственной регистрации прав в случае, если в течение установленного для устранения недостатков срока эти недостатки не будут устранены.

В соответствии с абз. 4, 10 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Поскольку в установленный срок имеющиеся недостатки и противоречия заявителем не устранены, Управление правомерно отказало ему в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона.

Довод подателя жалобы о том, что поскольку восемь земельных участков, имеющих самостоятельные кадастровые номера, объединены в единое землепользование с присвоением единого кадастрового номера, то в этом случае не требуется повторно публиковать объявление о предоставлении участка в аренду (п. 3), отклоняется. Данный довод существенного значения для дела не имеет, поскольку, как указано выше, порядок предоставления в аренду 8 земельных участков, впоследствии ставших единым землепользованием, был нарушен изначально.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 25.06.2009 по делу N А68-2538/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи

В.Н.СТАХАНОВА

О.А.ТИМИНСКАЯ