Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А23-793/09А-3-33 По делу о признании недействительным распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2009 г. по делу N А23-793/09А-3-33

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев апелляционную жалобу 91 Отделения морской инженерной службы Министерства обороны России

на решение Арбитражного суда Калужской области от 01 июня 2009 года по делу N А23-793/09А-3-33 (судья Носова М.А.), принятое

по заявлению 91 Отделения морской инженерной службы Министерства обороны России

к Территориальному управлению ФАУФИ по Калужской области

о признании недействительным распоряжения от 18.04.2008 N 191-р,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Козаков Д.Ю. - начальник (приказ от 21.07.2004 N 0181), Аськова С.Е. - представитель (дов. от 22.01.2009),



от ответчика: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

установил:

91 отделение морской инженерной службы Министерства обороны России (далее - заявитель, 91 ОМИС МО России) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 18.04.2008 N 191-р.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, 91 Отделение морской инженерной службы Министерства обороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей указанной стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствующих представителей, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 25.12.2002 на земельный участок, расположенный на землях поселений, предоставленный под существующий военный городок, площадью 57 097 кв. м, расположенный по адресу: г. Обнинск, ул. Курчатова, 47, кадастровый номер 40:01:27:03 08 03:0025, зарегистрирована федеральная собственность за Российской Федерацией, свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности серия 40 ЕР N 077492.

Из кадастрового плана данного земельного участка следует, что площадь участка ориентировочная и подлежит уточнению при межевании, возможно уточнение описания границ и площади.

Постановлением администрации города Обнинска от 30.05.2007 N 729-п общая площадь данного земельного участка определена равной в 58 186 кв. м.

Решением от 16.08.2007 N 27-2/07-1802 Управления Роснедвижимости по Калужской области территориального отдела N 12 отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 58 186 кв. м по ул. Курчатова, 47, ввиду противоречивости сведений. Данный отказ 91 отделением морской инженерной службы Министерства обороны России оспорен не был.

Письмом от 31.01.2008 N 98 ООО СМП “Марк-IV“, являющееся смежником заявителя, обратилось к начальнику 91 Отделения морской инженерной службы и руководителю территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области с просьбой о переносе границ спорного земельного участка.

Начальник 91 Отделения морской инженерной службы 07.02.2008 в адрес руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области направил письмо N 37 с просьбой согласовать перенос границ между земельными участками 91 ОМИС МО России и ООО СМП “Марк-IV“.

Рассмотрев данное обращение, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области письмом от 18.02.2008 N 346 сообщило заявителю о том, что постановление администрации города Обнинска от 30.05.2007 N 729-п является ничтожным.



В связи с уточнением границ земельного участка, закрепленного за 91 ОМИС МО России на праве оперативного управления, заявитель обратился в МП “Землеустройство“ с просьбой о проведении подготовки проекта границ и межевого дела земельного участка (письмо от 20.02.2008 N 52).

После повторного межевания земельного участка в 2008 году по заявлению 91 отделения морской инженерной службы Министерства обороны России границы земельного участка составили 57 848 кв. м, акт установления и согласования границ земельного участка согласован всеми смежными землепользователями и самим заявителем.

91 отделение морской инженерной службы Министерства обороны России 08.04.2008 обратилось в территориальное управление Росимущества по Калужской области с заявлением об утверждении проекта границ с приложением землеустроительных материалов.

Рассмотрев материалы землеустроительного дела, а также учитывая, что все границы земельного участка согласованы заявителем, смежными землепользователями и органом местного самоуправления, территориальным Управлением Росимущества по Калужской области вынесено распоряжение от 18.04.2009 N 191-р, которым утвержден проект границ земельного участка площадью 57 848 кв. м под существующим военным городком, расположенном по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, 47 (л.д. 8 т. 1).

Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции признал действия Управления правомерными.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу изложенных норм в случае, если суд установит, что оспариваемые действия не противоречат законодательству, у него отсутствуют основания для признания их незаконными.

В обоснование своих нарушенных прав 91 отделение морской инженерной службы Министерства обороны России указывает на тот факт, что при межевании земельного участка по существующим военным городком в 2007 году выяснилось, что площадь занимаемого земельного участка составила 58 186 кв. м, что на 1 089 кв. м больше площади, чем площадь утвержденная оспариваемым распоряжением.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Таким образом, земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 1 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 28-ФЗ сведения о площади, местоположении земельных участков, об их иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании, в том числе, материалов землеустройства.

Статьями 3, 15, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ предусмотрено обязательное проведение землеустройства в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также работ по межеванию объектов землеустройства, то есть установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. В силу статей 19, 22 указанного Закона должно быть сформировано землеустроительное дело, включающее в себя землеустроительную документацию (в том числе материалы межевания и карты (планы) объектов землеустройства) в отношении каждого объекта землеустройства.

Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, разъяснено: карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании (пункт 8.1); составление карты (плана) земельного участка включает в себя работу, в том числе, по утверждению карты (плана) земельного участка и материалов межевания (пункт 8.2); включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; далее - Роснедвижимость) или его территориальными органами (пункт 8.13).

Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 57 097 кв. м, расположенный по адресу: г. Обнинск, ул. Курчатова, 47, кадастровый номер 40:01:27:03 08 03:0025, находящийся в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности серия 40 ЕР N 077492.

В ходе проведения землеустроительных работ в 2007 году площадь земельного участка под существующим военным городком была определена в размере 58 186 кв. м.

Однако решением Управления Роснедвижимости по Калужской области от 16.08.2007 было отказано в постановке вновь сформированного земельного участка площадью 58 186 кв. м на кадастровый учет в связи с выявленными противоречиями в представленных сведениях.

При этом данный отказ заявителем оспорен не был.

В соответствии с заявлением 91 отделения морской инженерной службы Министерства обороны России от 20.02.2008 в 2008 году проведено повторное межевание земельного участка под существующим военным городком.

По результатам данного межевания площадь земельного участка под существующим военным городком, расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, 47, составила 57 848 кв. м. Проект границ данного земельного участка согласован всеми смежными землепользователями, в том числе и заявителем по делу.

В этой связи Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области на основании представленных заявителем документов межевания вынесено распоряжение N 191-р от 18.04.2008 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 57 848 кв. м под существующим военным городком, расположенном по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, 47.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что границы существующего земельного участка с кадастровым номером 40:01:27:03 08 03:0025 уточнены в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, следует признать правильным.

Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, в настоящем деле необходимо учитывать то обстоятельство, что установленная в ходе повторного межевания площадь земельного участка больше площади, зарегистрированной за Российской Федерацией.

Довод апелляционной жалобы о том, что распоряжением N 191-р от 18.04.2008 нарушается целостность земельного участка, предоставленного войсковой части 09686 в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется апелляционным судом как неподтвержденная материалами дела.

Ссылка апеллянта на наличие постановления администрации города Обнинска от 30.05.2007 N 729-п “Об уточнении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Обнинск, ул. Курчатова, 47, находящегося в федеральной собственности под существующий военный городок“ не принимается во внимание в силу ст. ст. 9, 11 ЗК РФ.

Также суд первой инстанции обоснованно указал, что заявителем пропущен срок для обращения в суд за обжалованием распоряжения, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Доводов в опровержение данного вывода суда заявитель в апелляционной жалобе не указал.

Учитывая сказанное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 01.06.2009 по делу N А23-793/09А-3-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

О.Г.ТУЧКОВА