Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А23-1183/08А-9-78 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений Министерства природных ресурсов о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков отказано, поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета передачи в аренду одного и того же лесного участка разным арендаторам для разных видов лесопользования.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 г. по делу N А23-1183/08А-9-78

Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2009.

Полный текст постановления изготовлен 12.08.2009.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,

судей: Игнашиной Г.Д.,

Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовой К.Н.,

при участии:

от ООО “Спектр-Лес“: не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом;

от Министерства природных ресурсов Калужской области: Мещерского С.М. - представителя (доверенность от 23.01.2009 N ОР-89-09),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2009 по делу N А23-1183/08А-9-78 (судья Егорова В.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Спектр-Лес“ (далее по тексту - ООО “Спектр-Лес“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными решений Управления лесами Калужской области (далее по тексту - Управление), изложенных в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в Боровском лесничестве, Балабановском участковом лесничестве в кварталах: 70, выдел 11,12, площадью 4,7 га (лот N 1); N 61, выдел 30, площадью 0,04 га (лот N 2); N 61, выдел 30, площадью 0,10 га (лот N 3); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 1); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 2); N 60, выдел 16, площадью 0,03 га (лот N 3); N 60, выдел 16, площадью 0,11 га (лот N 4); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 5); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 6); в квартале 53, выдел 4-7, площадью 1,23 га (лот N 1); в квартале 46, выдел 6, 7, 14, 9, площадью 7,3 га (лот N 1) Боровского лесничества, Тишневского лесничества (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2008, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ст. 48 АПК РФ произвел замену Управления лесами Калужской области на Министерство природных ресурсов Калужской области (далее по тексту - Министерство) в связи с реорганизацией Управления в форме присоединения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2009 решение и постановление судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области. Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал, что при новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам Министерства природных ресурсов Калужской области, приведенным в обоснование своих требований и возражений, с учетом чего разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

Министерство природных ресурсов Калужской области не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Отзыв на апелляционную жалобу Общество не представило.

ООО “Спектр-Лес“ в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.

На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Общества.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Калужской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 30.11.2005 N 24 и от 13.02.2006 N 37, заключенных по результатам лесных конкурсов, состоявшихся 10.10.2003 и 23.01.2006, ООО “Спектр-Лес“ является арендатором участков лесного фонда, расположенных в Боровском лесхозе Тишневского лесничества, в том числе в квартале N 46, а также арендатором участков лесного фонда, расположенных в Боровском лесхозе Балабановского лесничества в кварталах N N 53, 60, 61 и 70. Указанные участки лесного фонда предоставлены Обществу для заготовки древесины по мягколиственному и хвойному хозяйству.

Оспариваемыми решениями Управления лесами Калужской области, изложенными в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 43, от 25.03.2008 N 57 и от 08.04.2008 N 75, предусматривалось выставление на аукцион права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства на часть земельных участков (выделов), переданных ранее в аренду Обществу по вышеуказанным договорам.

Считая, что данные решения Управления не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права ООО “Спектр-Лес“ как арендатора земельных участков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы § 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат правила об использовании арендованного имущества лишь на правах субаренды и не предусматривают пользование имуществом несколькими арендаторами, поэтому и пользование лесными участками для одной или нескольких целей (ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006) не означает возможность использования таких участков несколькими арендаторами. Из буквального толкования п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что лесной участок для одной или нескольких целей может быть предоставлен только одному арендатору.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а не пункт 1.

Ссылка Министерства на п. 22 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерация от 28.05.2007 N 324 (далее по тексту - Правила) как на основание для сдачи одного лесного участка в аренду нескольким арендаторам, судом не принята с указанием на то, что из п. 1 названных Правил следует, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору об аренде применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Норма права, изложенная в п. 22 Правил, соответствует ст. 613 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязывающей арендодателя при заключении договора аренды предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.) и о последствиях этого нарушения.

Указанные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочными ввиду следующего.

Правовое регулирование лесных Ф.И.О. Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее по тексту - ЛК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее по тексту - Федеральный закон N 201-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня его введения в действие.

Договоры аренды участков лесного фонда от 30.11.2005 N 24 и от 13.02.2006 N 37 Обществом заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ.

Согласно ст. 4 Федерального закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Во исполнение данной нормы права Министерство природных ресурсов Калужской области и ООО “Спектр-Лес“ переоформили вышеупомянутые договоры и заключили договоры аренды лесных участков от 12.12.2008 N 368 и N 369.

В силу ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Лесным кодексом Российской Федерации непосредственно в ст. 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской федерации (ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правовое регулирование арендных правоотношений определено в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая включает соответствующие общие положения об аренде как типе договора и специальные параграфы, каждый из которых посвящен определенному виду договора.

Общие положения призваны обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования различных видов договора аренды и договоров аренды отдельных видов имущества. Так, в числе договоров аренды отдельных видов имущества в Гражданском кодекса Российской Федерации и других законах выделяются, в частности, договоры на аренду участков лесного фонда.

По смыслу приведенных нормативных положений правовое регулирование аренды не исчерпывается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов аренды, а также аренды отдельных видов имущества, предусмотрены в ряде других законодательных актов.

Режим использования участков лесного фонда, в том числе сдача их в аренду, определен Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа заготовка древесины.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Действия Управления по выставлению на аукцион прав аренды лесных участков регламентируется Правилами подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (в редакции от 17.11.2007), диспозиция которых не содержит прямого запрета передачи в аренду одного и того же лесного участка разным арендаторам для разных видов лесопользования.

При этом ни нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения иных нормативных актов также не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам.

Из буквального содержания ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается суд первой инстанции в обоснование принятого решения, следует, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, что не означает то, что нескольким арендаторам не может быть предоставлен по договору аренды лесной участок для использования его для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ЛК РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства предполагает осуществление на лесных участках сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.

Анализ положений ст. ст. 41, 38 ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что использование лесных участков для рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства не препятствует осуществлению на указанных лесных участка деятельности по заготовке древесины.

Общество, ссылаясь в обоснование заявленных требований на нарушение его прав решениями Управления лесами Калужской области, изложенными в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды спорных лесных участков для осуществления рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представило соответствующих доказательств и не привело каких-либо аргументов.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт может быть признан недействительным при наличии в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исходя из того, что предусмотренная ч. 1 ст. 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания ненормативных актов государственных органов недействительными, в рассматриваемом случае отсутствует, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных ООО “Спектр-Лес“ требований о признании незаконными решений Управления лесами Калужской области, изложенных в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в Боровском лесничестве, Балабановском участковом лесничестве в кварталах: 70, выдел 11,12, площадью 4,7 га (лот N 1); N 61, выдел 30, площадью 0,04 га (лот N 2); N 61, выдел 30, площадью 0,10 га (лот N 3); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 1); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 2); N 60, выдел 16, площадью 0,03 га (лот N 3); N 60, выдел 16, площадью 0,11 га (лот N 4); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 5); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 6); в квартале 53, выдел 4-7, площадью 1,23 га (лот N 1); в квартале 46, выдел 6, 7, 14, 9, площадью 7,3 га (лот N 1) Боровского лесничества, Тишневского лесничества.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требований ООО “Спектр-Лес“ следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2009 по делу N А23-1183/08А-9-78 отменить.

В удовлетворении требований ООО “Спектр-Лес“ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи

Г.Д.ИГНАШИНА

О.Г.ТУЧКОВА