Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А23-1008/2009А-3-47 В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения исполнительно-распорядительного органа по нерассмотрению заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости отказано, поскольку ответчиком исполнено требование п. 5 ст. 55 ГрК РФ в части принятия одного из указанных в данной статье решений по результатам рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. по делу N А23-1008/2009А-3-47

Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 6 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко Н.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Алант“

на решение Арбитражного суда Калужской области

от 29.05.2009 по делу N А23-1008/2009А-3-47 (судья Носова М.А.)

по заявлению ООО “Алант“

к Городской Управе (исполнительно-распорядительному органу) городского округа “город Калуга“,

о признании решения от 14.09.2007 N 6629 недействительным, признании незаконным бездействия по невыдаче разрешения,



при участии:

от заявителя: Ригуновой Л.М. по доверенности, Наумова С.В. по доверенности,

от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

установил:

дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 29.05.2009.

ООО “Алант“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе (исполнительно-распорядительному органу) городского округа “Город Калуга“ (далее - Управа) о признании недействительным решения Управы от 14.09.2007 N 6629 об отказе Обществу в выдаче разрешения на ввод жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Тульская, д. 80-а, в эксплуатацию; признании незаконным бездействия Управы, выразившегося в невыдаче заявителю на протяжении с 27.08.2007 и по настоящее время разрешения на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию и обязании ответчика выдать названное разрешение (с учетом уточнения).

Решением суда первой инстанции от 29.05.2009 требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа “Город Калуга“ по нерассмотрению заявления ООО “Алант“ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости: десятиэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями по улице Тульской, дом 80-А, в городе Калуге. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований заявителя на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

Как установлено судом, распоряжением Городского Головы от 11.06.2003 ГОУ “Областной центр дополнительного образования молодежи“ выдано разрешение на строительство 8 - 10-этажного 45-квартирного жилого дома на земельном участке по ул. Тульской, д. 78-а, находящемся в бессрочном (постоянном) пользовании.

03.07.2001 между ГОУ “Областной центр дополнительного образования молодежи“ (Доверитель) и Обществом (Поверенный) заключен договор поручения, согласно которому доверитель передал поверенному функции заказчика-застройщика по строительству указанного объекта.

Как следует из акта приемки законченного строительством объекта 45-квартирного жилого дома на земельном участке по ул. Тульской д. 78 г. Калуги указанный объект построен и принят Обществом.

Факт соответствия 10-этажного дома со встроенными офисными помещениями по ул. Тульская, 78-а требованиям строительных норм и правилам и утвержденному проекту, утвержден заключением N 179 инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Калужской области, выданным Обществу.

27.08.2007 Общество обратилось в Управу с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта, с приложением, в частности, доверенности от 07.07.2003, договора на передачу заказчику-застройщику строительной площадки.

Письмом Управы от 14.09.2007 N 6629 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказано со ссылкой на п. 6 ст. 55 ГрК РФ ввиду непредставления предусмотренных п. 7 указанной статьи документов.



Письмом от 02.10.2007 Общество просило уточнить перечень документов, которые не были представлены, но необходимы для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта.

08.10.2007 Общество получило разъяснения о предоставлении необходимых документов, о чем свидетельствует отметка на заявлении от 02.10.2007, поступившее к ответчику 08.10.2007.

Не согласившись с решением Управы от 14.09.2007 N 6629 и бездействием ответчика, выразившегося в невыдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Управы от 14.09.2007 N 6629 в связи с пропуском заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, восстановление пропущенного процессуального срока носит заявительный характер. В случае пропуска указанного срока и при отсутствии ходатайства о его восстановлении суд не вправе восстановить срок по своей инициативе.

Как следует из письма от 02.10.2007, в котором Общество просит ответчика сообщить о том, какие документы требуются для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (на указанном письме также имеется отметка заместителя генерального директора Общества о том, что ему разъяснено, какие недостающие документы необходимо представить для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), об оспариваемом решении заявитель узнал не позднее 02.10.2007. Данный факт Обществом не оспаривается.

С заявлением о признании решения недействительным Общество обратилось в арбитражный суд 25.03.2009, то есть за пределами установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока.

С ходатайством о восстановлении указанного срока заявитель не обращался.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии препятствий для своевременного обращения Общества в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в связи с чем в удовлетворении его требований в указанной части судом первой инстанции отказано правомерно.

Суд также учитывает, что в силу ч. 2 ст. 7 АПК РФ арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Поскольку действующим законодательством установлены сроки для обращения в суд с заявлениями о защите нарушенных прав как для государственных органов, так и для частных лиц, их нарушение без уважительных причин влечет одинаковые для всех лиц последствия - отказ в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в Информационном письме ВАС РФ от 20.12.99 N С1-7/СМП-1341 “Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие“, судам необходимо принимать во внимание принцип баланса частных и публичных интересов. При этом судебной оценке должны подвергаться не только действия (бездействие) государственных органов (в том числе и судов), но и выполнение своих обязательств частными лицами.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся существа спора, во внимание не принимаются, поскольку пропуск установленного ст. 198 АПК РФ срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Удовлетворяя требования Общества о признании незаконным бездействия Управы по нерассмотрению заявления ООО “Алант“ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель после 08.10.2007 представлял документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако указанные документы ответчиком рассмотрены не были, вследствие чего Управой нарушены положения ст. 55 ГрК РФ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом ввиду следующего.

Согласно ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 2).

Исходя из положений п. 5 указанной статьи уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней с момента поступления заявления выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Судом установлено и Обществом не оспаривается, что с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ООО “Алант“ обращалось в Управу только 27.08.2007.

По результатам указанного обращения Управой принято решение, оформленное письмом от 14.09.2007 N 6629, из которого прямо следует, что в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю отказано со ссылкой на п. 6 ст. 55 ГрК РФ (абз. 2 л.д. 121) по причине непредставления необходимых документов.

При этом суд отмечает, что законодательством не установлена форма принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем такое решение может быть оформлено, в частности, указанным письмом.

Таким образом, ответчиком исполнено требование п. 5 ст. 55 ГрК РФ в части принятия одного из указанных в данной статье решений по результатам рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом изложенного, процедура рассмотрения заявления от 27.08.2007 окончена ответчиком 14.09.2007.

С иным заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ООО “Алант“ в Управу не обращалось.

Таким образом, какого-либо бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления Общества от 27.08.2007 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Управой не допущено.

Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить следующее.

В решении суда первой инстанции указано, что после отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителем в Управу представлялись дополнительные документы, и этот факт не оспаривается ответчиком.

Вместе с тем, указанное обстоятельство документально не подтверждено. При этом, как пояснил представитель заявителя в суде апелляционной инстанции, после отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Обществом предпринимались попытки урегулировать спор во внесудебном порядке. Каких-либо дополнительных документов им в Управу не представлялось

При этом суд отмечает, даже представление ООО “Алант“ в адрес ответчика дополнительных документов не порождает у Управы обязанность рассмотреть и оценить их в рамках ст. 55 ГрК РФ, поскольку в силу п. 2 указанной статьи для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением. С таким заявлением Общество после 27.08.2007 (дата отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) в Управу не обращалось.

Письмо от 02.10.2007 N 150 не может быть расценено в качестве такого заявления, поскольку в нем Общество лишь просит уточнить перечень не представленных документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просьбы о выдаче указанного разрешения названное письмо не содержит.

В своей апелляционной жалобе Общество ссылается на то обстоятельство, что в своем заявлении оно просит признать незаконным бездействие Управы, выразившееся в невыдаче заявителю на протяжении с 27.08.2007 и по настоящее время разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, в то время как судом рассмотрено требование о признании незаконным бездействия Управы по нерассмотрению заявления ООО “Алант“ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом таких требований Обществом заявлено не было.

Рассмотрев указанный довод, суд апелляционной инстанции отмечает, что нерассмотрение заявления ООО “Алант“ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию действительно не является предметом заявленных Обществом требований.

Вместе с тем, поскольку решение суда в части удовлетворения указанных требований подлежит отмене по причине отсутствия в рассматриваемом случае какого-либо незаконного бездействия ответчика, данный довод апелляционной жалобы во внимание принят быть не может.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 29.05.2009 по делу N А23-1008/2009А-3-47 в части удовлетворения требований ООО “Алант“ о признании незаконным бездействия Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа “Город Калуга“ по нерассмотрению заявления ООО “Алант“ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости: десятиэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями по улице Тульской, дом 80-А, в городе Калуге и возврате ООО “Алант“ из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченных по платежному поручению от 28.05.2009 N 176, отменить.

В удовлетворении требований ООО “Алант“ в указанной части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи

В.Н.СТАХАНОВА

О.Г.ТУЧКОВА