Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А23-1579/09А-18-75 В удовлетворении заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности отказано, так как в действиях Учреждения, выразившихся в нарушении Правил, есть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.6 КоАП РФ, в связи с чем Управление в пределах своих полномочий правомерно привлекло Станцию к административной ответственности.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. по делу N А23-1579/09А-18-75

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тучковой О.Г.,

судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи Тучковой О.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Калужской области

на решение Арбитражного суда Калужской области

от 19.06.2009 по делу N А23-1579/09А-18-75 (судья Ефимова Г.В.), принятое

по заявлению ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“

к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Калужской области,



об оспаривании постановления от 06.04.2009 N 48

при участии:

от заявителя: Ермишина А.Ю. - представителя по доверенности от 20.07.2009 N 1,

от ответчика: Ворониной Л.С. - главного специалиста-эксперта отдела правовой работы по доверенности от 11.01.2009 N 2, Пыко Е.В. - начальника отдела государственного ветеринарного надзора по доверенности от 27.03.2009 N 12,

установил:

Государственное учреждение “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“ г. Жиздра Калужской области (далее - Учреждение, Станция) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Калужской области (далее - Управление) об оспаривании постановления от 06.04.2009 N 48 о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.

Судом установлено, что 18.03.2009 Управлением проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере ветеринарии ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“, расположенного по адресу: г. Жиздра, Калужской области, ул. Фокина, д. 5.

Результаты проверки отражены в акте от 18.03.2009, где указано, что лабораторно-диагностический отдел Учреждении в полном объеме не готов к выполнению функций и задач в части обеспечения биологической безопасности учреждения и проведению исследований по состоянию производственной базы (помещений), количества и состава оборудования, а именно: в виварии отсутствует вскрывочная, помещения для дезосредств; отсутствует помещение, оборудованное морозильниками; 100% износ лабораторного оборудования; отсутствует вентиляция, тем самым нарушены Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 05.11.2008 N 490.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора в отношении Учреждения составлен протокол от 18.03.2009 N 101-В/09 об административном правонарушении.

За нарушение пунктов 5, 7 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, выразившееся в необорудовании вспомогательного помещения для дезинфекции, стирки, сушки, глажения спецодежды, отсутствии в составе вивария для содержания подопытных животных вскрывочной, помещения для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с отдельным изолированным выходом, оборудованного морозильником промышленного типа, Учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей, о чем руководителем Управления вынесено постановление от 06.04.2009 N 48 о назначении административного наказания.

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из анализа диспозиции ст. 10.6 - 10.8 КоАП РФ нарушения ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“ Правил проведения лабораторных исследований в области не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ.



Апелляционная инстанция не согласна с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Из буквального толкования приведенной нормы закона следует, что административная ответственность по ст. 10.6 КоАП РФ наступает не только за нарушение правил карантина животных, но и за нарушение других ветеринарно-санитарных правил.

Абзацем 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 “О ветеринарии“ (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства (абз. 3 ст. 1 Закона о ветеринарии).

На основании Закона о ветеринарии Приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 N 490 утверждены Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии (далее - Правила) (зарегистрированы в Минюсте 11.12.2008 за N 12836).

Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии приняты Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Минсельхозе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450.

Согласно п. 2 Правил их действие распространяется на учреждения, входящие в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, иные организации, независимо от их подчиненности и форм собственности, осуществляющие лабораторные исследования в области ветеринарии, в соответствии с п. 1 данных Правил.

Данные Правила устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (п. 1).

В силу п. 1.3 устава Станция является государственным учреждением ветеринарии. Согласно пункту 1.5 Устава в состав Станции входит, в том числе лабораторно-диагностический отдел.

На основании пункта 3.1 Устава деятельность Станции строится на основе осуществления системы контроля, в том числе за “организацией и проведением противоэпизоотических мероприятий, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и массовыми заразными болезнями“.

Основными задачами Станции являются: организация и проведения противоэпизоотических мероприятий, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и массовыми незаразными болезнями; реализация целевых мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, осуществление областных планов ветеринарного обслуживания животноводства; организация и проведение противоэпизоотических, лабораторно-диагностических, лечебно-профилактических, зоогигиенических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, их ветеринарно-санитарное благополучие, а также повышении продуктивности и увеличение производства продуктов животноводства; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории района и области от заноса заразных болезней животных, в том числе из иностранных государств; и другие.

К функциям Учреждения относятся: участие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение и ликвидацию массовых незаразных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; организация и проведение силами своих специалистов диспансеризации животных, различных диагностических (в том числе клинических, аллергических, патологоанатомических и лабораторных) исследований; руководство работой ветеринарных специалистов участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, пунктов, лабораторно-диагностического отдела, хозяйств и оказывает им помощь в организации и проведении мероприятий по борьбе с болезнями животных; организация снабжения находящихся в его ведении участковых лечебниц, ветеринарных участков и пунктов, лабораторного отдела оборудованием и приборами, медикаментами, биопрепаратами, дезосредствами, инструментарием и другими ветеринарными товарами.

Таким образом, исходя из видов деятельности, указанных в Уставе ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Правила распространяются на данную организацию.

В силу ст. 23 Закона о ветеринарии должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил лабораторные исследования и исследования на лабораторных животных должны осуществляться в разных помещениях. В состав ветеринарной лаборатории также включаются вспомогательные помещения (помещения для дезинфекции, стирки, сушки, глажения и хранения спецодежды). Состав производственных помещений ветеринарной лаборатории определяется исходя из специфики проводимых лабораторных исследований.

На основании пункта 7 Правил лабораторные животные ветеринарных лабораторий должны содержаться в отдельном здании (виварии). В составе вивария должны быть предусмотрены вскрывочная, помещение для дезосредств, помещение для хранения лекарственных средств, помещения и оборудование для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с отдельным изолированным выходом, оборудованные морозильниками промышленного типа.

Как следует из материалов дела, в ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“ не оборудовано вспомогательное помещение для дезинфекции, стирки, сушки, глажения спецодежды, не предусмотрено в составе вивария для содержания подопытных животных вскрывочной, помещения для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных, с отдельным изолированным выходом, оборудованного морозильником промышленного типа, что является нарушением пунктов 5, 7 Правил.

Таким образом, Учреждением нарушены п. п. 5, 7 Правил, что образует объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 10.6 КоАП РФ.

Порядок привлечения Станции к административной ответственности Управлением соблюден.

Представитель Учреждения в судебном заседании подтвердил, что ГУ “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“ было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Довод Станции о том, что проведение проверок не относится к полномочиям Управления, апелляционной инстанцией во внимание не принимается.

Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 г. N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).

Приказом Службы от 24.01.04 г. N 4 “О создании территориальных органов Россельхознадзора“ сформированы территориальные органы - управления Службы, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

Пунктом 6.5 названного Приказа закреплено право должностных лиц Управления, являющихся государственными инспекторами по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в правонарушении.

В силу ст. 23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частью 8 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях Учреждения, выразившихся в нарушении Правил, есть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.6 КоАП РФ, в связи с чем Управление в пределах своих полномочий правомерно привлекло Станцию к административной ответственности.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 19.06.2009 по делу N А23-1579/09А-18-75 отменить.

В удовлетворении заявления Государственного учреждения “Жиздринская станция по борьбе с болезнями животных“ об отмене постановления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Калужской области от 06.04.2009 N 48 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

О.Г.ТУЧКОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

В.Н.СТАХАНОВА