Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 20АП-2601/2009 по делу N А68-2273/09 По делу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. N 20АП-2601/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2009

Полный текст постановления изготовлен 22.07.2009

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,

судей: Стахановой В.Н.,

Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,

при участии:

от ОАО “Тулачермет“: Макаровой Н.Е. - представителя (доверенность от 16.10.2008),

от УФРС по Тульской области: Макаровой Л.Ю. - представителя (доверенность от 11.03.2009 N 01-30/16),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФРС по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.05.2009 по делу N А68-2273/09 (судья Драчен А.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Тулачермет“ (далее по тексту - ОАО “Тулачермет“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области (далее по тексту - УФРС по Тульской области, Управление) в государственной регистрации права собственности на здание - пост склада холодного чугуна лит. 191, общей площадью 15,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Пржевальского, д. 2.



Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.05.2009 заявленные требования удовлетворены.

УФРС по Тульской области не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО “Тулачермет“, опровергая доводы жалобы, считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тулачермет“ 03.02.2009 обратилось в УФРС по Тульской области с заявлением о регистрации права собственности на нежилое здание - пост склада холодного чугуна, литер 191, общей площадью 15,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Пржевальского, д. 2.

В качестве правоустанавливающих документов Общество представило План приватизации НПО “Тулачермет“, утвержденный Комитетом по управлению имуществом Тульской области от 18.12.1991, и распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 26.08.2002 N 2990-р “Об утверждении перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.03.2002, находящихся на балансе ОАО “СП АК “Тулачермет“, правопреемником которого является ОАО “СП АК “Тулачермет“.

Рассмотрев данное заявление, Управление направило в адрес Общества уведомление от 27.02.2009 N 01/012/2009-28 о приостановлении государственной регистрации до 27.03.2009, указав в нем на необходимость выяснения факта включения объекта в уставный капитал ОАО “Тулачермет“ в ходе приватизации.

Управление на направленный в ТУ Росимущества по Тульской области запрос от N 01/3-430 от 03.03.2009 получило ответ от 23.03.2009 N 71-16/1632, согласно которому пост склада холодного чугуна 1962 года ввода в эксплуатацию в соответствии с перечнем N 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 26.08.2002 N 2990-р по состоянию на 01.03.2002 находился в собственности ОАО СП АК “Тулачермет“. Также в данном ответе было указано, что характеристики упомянутого объекта, такие как адрес, площадь и литер в распоряжении не обозначены.

Сообщением от 27.03.2009 N 01/012/2009-28 УФРС по Тульской области отказала ОАО “Тулачермет“ в государственной регистрации ранее возникшего права собственности Общества на нежилое здание (пост склада холодного чугуна) лит.191, общей площадью 15,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Пржевальского, д. 2, на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), мотивируя тем, что в правоустанавливающих документах отсутствует описание объекта: не указан адрес, литера и общая площадь.

Полагая, что данный отказ УФРС по Тульской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, ОАО “Тулачермет“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Согласно абзацу 8 пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.



Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приватизация НПО “Тулачермет“ производилась в соответствии с Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, Временным положением о приватизации государственных и муниципальных предприятий Тульской области, утвержденных постановлением Главы администрации Тульской области от 27.11.1991 N 45, то есть до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

С учетом изложенного, с момента регистрации Акционерного общества “Тулачермет“ в качестве юридического лица, оно приобрело право собственности на все объекты, включенные в план приватизации.

АООТ “Тулачермет“ было зарегистрировано решением Исполнительного комитета Пролетарского районного Совета народных депутатов от 19.12.1991 N 28-12.

На основании плана приватизации, утвержденного Комитетом по управлению имуществом Тульской области от 18.12.1991 по согласованию с трудовым коллективом (протокол конференции трудового коллектива от 18.12.1991 N 5), с Пролетарским районным Советом народных депутатов г. Тулы (решение от 18.12.1991) была установлена величина уставного капитала общества 258 722 000 рублей. Преобразование в акционерное общество предусматривалось как единого взаимосвязанного хозяйственного комплекса, а способ приватизации был определен путем продажи доли (акций) в капитале преобразованного в акционерное общество Государственного НПО “Тулачермет“.

Указанный план приватизации не противоречил действовавшему на период его утверждения законодательству.

Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, из которых следует, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении N 1 к акту оценки. Форма приложения N 1 не содержит требований по отражению площади и литер объектов.

Распоряжением Минимущества РФ от 26.08.2002 N 2990-р был утвержден перечень объектов недвижимости по состоянию на 01.03.2002, находящихся на балансе ОАО “Совместное предприятие акционерная компания “Тулачермет“, который по своей форме соответствовал форме акта оценки, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66.

Здание - пост склада холодного чугуна (инв. N 110282, 1962 года постройки) поименовано в перечне зданий, находившихся на балансе НПО “Тулачермет“ по состоянию на 01.11.1991, а также в приложении к распоряжению Минимущества от 26.08.2002 N 2990-р “Об утверждении перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.03.2002, находящихся на балансе ОАО “Совместное предприятие акционерная компания “Тулачермет“.

Постановлением Главы города Тулы от 18.07.2000 N 774 “Об установлении почтовых порядковых номеров объектам недвижимого имущества на территории Новотульского промышленного узла в Пролетарском районе“ основному производству ОАО “СП АК “Тулачермет“ был присвоен адрес: г. Тула, ул. Пржевальского, 2.

Из материалов дела усматривается, что помимо правоустанавливающих документов Обществом на регистрацию был представлен технический паспорт объекта, справка ОАО “Тулачермет“ об идентичности от 29.01.2009. Наименование объекта, год его постройки совпадали во всех документах.

Таким образом, право собственности ОАО “Тулачермет“ на здание - пост склада холодного чугуна лит. 191, общей площадью 15,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Пржевальского, д. 2, возникло на основании Плана приватизации.

Факт приватизации недвижимого имущества, право на которое просило зарегистрировать Общество, подтверждается также письмом ТУ Росимущества по Тульской области от 23.03.2009 N 71-16/1632.

Оценив указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями, включая положения п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УФРС по Тульской области законных оснований для отказа ОАО “Тулачермет“ в государственной регистрации права собственности на указанное здание.

Довод Управления о том, что представленные Обществом документы не позволяют идентифицировать приватизированный объект с объектом, за регистрацией права собственности на который обратилось ОАО “Тулачермет“, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку он опровергается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Иных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие в качестве истца и ответчика, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Учитывая положения пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, ст. ст. 110, АПК РФ, госпошлина, уплаченная УФРС по Тульской области за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 09.06.2009 N 46463 в сумме 1 000 рублей, подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 28.05.2009 по делу N А68-2273/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области - без удовлетворения.

Возвратить Управлению Федеральной регистрационной службы по Тульской области (300600, г. Тула, ул. Сойфера, д. 20-а) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 09.06.2009 N 46463.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи

В.Н.СТАХАНОВА

О.Г.ТУЧКОВА